Анри Соге

Henri Sauguet

Анри Соге (Henri Sauguet)

настоящие имя и фамилия — Анри Пьер Pупар (Henri-Pierre Poupard Poupard)

Французский композитор. Член французской Академии изящных искусств (1975). Композиции обучался у Ж. Кантелуба и Ш. Кеклена. В юности был органистом в сельском соборе близ Бордо. В 1921 по приглашению заинтересовавшегося его произведениями Д. Мийо переехал в Париж. С начала 20-х гг. Соге поддерживал тесную творческую и дружескую связь с членами «Шестёрки», с 1922 — участник «Аркёйской школы», руководимой Э. Сати. По признанию Соге, на становление его творчества сильное влияние оказали сочинения К. Дебюсси (в 1961 Соге посвятил ему кантату-балет «Дальше, чем день и ночь» для смешанного хора a cappella и тенора), а также Ф. Пуленка и А. Онеггера. Тем не менее уже первые сочинения Соге не лишены индивидуальных черт. Их отличают выразительная мелодика, близкая французской народной песне, ритмическая острота. Некоторые его сочинения написаны с применением серийной техники; экспериментировал и в области конкретной музыки.

Соге — один из видных французских композиторов 20 в., автор сочинений различных жанров. Творческий облик композитора характеризуют прочная связь его эстетических интересов и вкусов с французской национальной традицией, отсутствие академичной предвзятости в решении художественных проблем, глубокая искренность высказываний. В 1924 Соге спешно дебютировал как театральный композитор одноактной оперой-буфф (на собственное либретто) «Султан полковника». В 1936 завершил работу над оперой «Пармская обитель», начатую ещё в 1927. Для труппы «Русских балетов» С. П. Дягилева Соге написал балет «Кошка» (по мотивам произведений Эзопа и Лафонтена; поставлен в 1927 в Монте-Карло; балетмейстер Дж. Баланчин), принёсший композитору большой успех (менее чем за 2 года было дано около 100 представлений; балет и ныне считается одним из лучших произведений Соге). В 1945 в Париже состоялась премьера балета Соге «Ярмарочные комедианты» (посв.ящен Э. Сати) — одного из его наиболее популярных музыкально-сценических произведений. Автор ряда симфонических сочинений. Его Аллегорическая симфония (в духе лирической пасторали для симфонического оркестра, сопрано, смешанного и детского хоров) поставлена в 1951 в Бордо в виде красочного хореографического представления. В 1945 написал «Искупительную симфонию», посвященную памяти жертв войны (исполнена в 1948). Соге принадлежат камерная и органная музыка, музыка ко многим французским фильмам, в т. ч. к сатирической комедии «Скандал в Клошмерле». В своей музыке для кино, радио и телевидения удачно использует всевозможные электроинструменты. Выступал как музыкальный критик в различных парижских газетах. Принимал участие в основании журнала «Tout а vous», «Revue Hebdomadaire», «Kandid». В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в работе общества «Музыкальная молодёжь Франции». В 1962 и 1964 посетил СССР (его произведения исполнялись в Москве).

И. А. Медведева


Сочинения:

оперы, в т. ч. Султан полковника (Le Plumet du Colonel, 1924, T-p Елисейских полей, Париж), Контрабас (La contrebasse, по рассказу А. П. Чехова «Роман с контрабасом», 1930), Пармская обитель (La Chartreuse de Parme, по роману Стендаля; 1939, «Гранд-Опера», Париж), Капризы Марианны (Les caprices de Marianne, 1954, Экс-ан-Прованс); балеты, в т.ч. Кошка (La Chatte, 1927, Монте-Карло), Давид (1928, «Гранд-Опера», Париж, пост. Идой Рубинштейн), Ночь (La Nuit, 1930, Лондон, балетм. С. Лифарь), Ярмарочные комедианты (Les Forains, 1945, Париж, балетм. Р. Пти), Миражи (Les Mirages, 1947, Париж), Корделия (1952, на Выставке иск-ва 20 в. в Париже), Дама с камелиями (La Dame aux camelias, 1957, Берлин), 5 этажей (Les Cinq etages, 1959, Базель); кантаты, в т. ч. Дальше, чем день и ночь (Plus loin que la nuit et le Jour, 1960); для opкестра — симфонии, в т. ч. Искупительная (Symphonie expiatoire, 1945), Аллегорическая (Allegorique, 1949; с сопрано, смеш. хором, 4-гол. детским хором), Симфония ИНР («Symphonie INR», 1955), Из третьего века (Du Troisiиme Age, 1971); концерты с opкестром — 3 для фп. (1933- 1963), Концерт Орфея для скр. (1953), конц. мелодия для влч. (1963; исп. 1964, Москва); камерно-инструментальные ансамбли — 6 лёгких пьес для флейты и гитары (1975), фп. трио (1946), 2 струн. квартета (1941, 1948), сюита для 4 саксофонов и органа Молитвы (Oraisons, 1976); фортепианные пьесы; вок. сюита на 12 стих. М. Карема для баритона и фп. «Я знаю, что он существует» (1973), пьесы для органа, романсы, песни и др.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970, с. 297-305; Jourdan-Morliange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер.- Жypдан-Моранж З., Мои друзья музыканты, M., 1966); Francis Poulenk, Correspondance, 1915 — 1963, P., 1967 (рус. пер.- Франсис Пуленк. Письма, Л.-М., 1970).

реклама

вам может быть интересно

Жан Жорж Новер Балетмейстеры

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

18.05.1901

Дата смерти

22.06.1989

Профессия

композитор

Страна

Франция

просмотры: 3189
добавлено: 20.08.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть