Малколм Сарджент

Malcolm Sargent

Малколм Сарджент

«Небольшого роста, сухощавый, Сарджент, казалось бы, совсем не дирижирует. Движения его скупы. Кончики длинных, нервных пальцев выражают у него подчас много больше, чем дирижерская палочка, он по большей части дирижирует параллельно обеими руками, никогда не дирижирует наизусть, а всегда по партитуре. Сколько дирижерских «грехов»! И при этой, как будто бы «несовершенной», технике оркестру всегда понятны до конца малейшие намерения дирижера. Пример Сарджента наглядно показывает, какое огромное место занимают в дирижерском мастерстве ясное внутреннее представление о музыкальном образе и твердость творческих убеждений, — и какое подчиненное, хотя и очень важное место занимает внешняя сторона дирижирования». Таков портрет одного из ведущих английских дирижеров, нарисованный его советским коллегой Лео Гинзбургом. В справедливости этих слов советские слушатели могли убедиться во время выступлений артиста в нашей стране в 1957 и 1962 годах. Черты, присущие его творческому облику, во многом характерны и для всей английской дирижерской школы, одним из виднейших представителей которой он являлся несколько десятилетий.

Дирижерская карьера Сарджента началась довольно поздно, хотя одаренность и любовь к музыке он проявил с детства. Окончив в 1910 году Королевский музыкальный колледж, Сарджент стал церковным органистом. Свободное время он посвящал композиции, занимался с любительскими оркестрами и хорами, изучал игру на фортепиано. О дирижировании он в ту пору не помышлял всерьез, но изредка ему приходилось руководить исполнением собственных сочинений, которые включались в лондонские концертные программы. Профессию же дирижера, по собственному признанию Сарджента, его «заставил изучать Генри Вуд». «Я был счастлив, как никогда», — добавляет артист. И действительно, Сарджент нашел себя. С середины 20-х годов он уже регулярно выступает с оркестрами и дирижирует оперными спектаклями, в 1927—1930 годах работает с «Русским балетом С. Дягилева», а спустя еще некоторое время выдвигается в число виднейших английских артистов. Г. Вуд писал тогда: «С моей точки зрения, это один из лучших современных дирижеров. Помнится, кажется в 1923 году, он пришел ко мне просить совета — заниматься ли дирижированием. Я слышал, как годом раньше он дирижировал своим Ноктюрнам и Скерцо. У меня не оставалось сомнений, что он легко может превратиться в первоклассного дирижера. И мне приятно сознавать, что я был прав, уговорив его оставить фортепиано».

В послевоенные годы Сарджент стал подлинным преемником и продолжателем дела Вуда как дирижер и просветитель. Руководя оркестрами Лондонской филармонии в «Би-би-си», он в течение многих лет возглавлял и знаменитые «Променад-концерты», где под его управлением прозвучали сотни произведений композиторов всех времен и народов. Вслед за Вудом он знакомил английскую публику со многими сочинениями советских авторов. «Как только у нас появляется новое произведение Шостаковича или Хачатуряна, — говорил дирижер, — оркестр, которым я руковожу, тотчас же стремится включить его в свою программу».

Велики заслуги Сарджента в популяризации английской музыки. Недаром соотечественники называли его «британским мастером музыки» и «послом английского искусства». Все лучшее, что создано Пёрселлом, Холстом, Элгаром, Дилиусом, Воан Уильямсом, Уолтоном, Бриттеном, Типпеттом, находило в лице Сарджента глубокого истолкователя. Многие из этих композиторов получили известность за пределами Англии благодаря замечательному артисту, выступавшему на всех континентах земного шара.

Имя Сарджента завоевало столь широкую популярность в Англии, что один из критиков еще в 1955,году писал: «Даже для тех, кто никогда не бывал на концерте, Сарджент является сегодня символом нашей музыки. Сэр Малколм Сарджент — не единственный дирижер в Британии. Многие могут добавить, что, по их мнению, он не самый лучший. Но мало кто возьмется отрицать, что нет музыканта в стране, который сделал бы больше, чтобы привести людей к музыке и музыку приблизить к людям». Свою благородную миссию артиста Сарджент нес до конца жизни. «До тех пор, пока я буду ощущать достаточно сил и пока меня будут приглашать дирижировать,— говорил он,— я с радостью буду работать. Моя профессия всегда приносила мне удовлетворение, приводила меня во многие прекрасные страны и дарила мне прочную и ценную дружбу».

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Эгон Веллес Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

29.04.1895

Дата смерти

03.10.1967

Профессия

дирижёр

Страна

Англия

просмотры: 2556
добавлено: 10.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть