Скрябин. Симфония No. 2

Symphony No. 2 (c-moll), Op. 29

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 3 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тамтам, струнные.

История создания

Александр Скрябин

Над Второй симфонией Скрябин начал работу в 1901 году. После ис­полнения Первой симфонии в Петербурге и Москве он почувствовал себя более уверенным в новом жанре. Мнение публики обеих столиц было в целом благожелательным, а его бывший учитель, директор кон­серватории пианист и дирижер В. Сафонов, исполнивший симфонию в Москве, был от нее просто в восторге. И Скрябин задумывает новую симфонию, снова не просто музыкальное сочинение, а философскую концепцию, отражающую его мировоззрение. Ее внутренним замыслом, при отсутствии программности как таковой, было развитие от суровос­ти и скорби, через дерзкий порыв, опьянение страстью и грозно бушую­щие стихии к утверждению силы и мощи человека. Подобный замысел укладывался не в традиционный четырехчастный, а в пятичастный цикл.

О финале композитор писал: «Мне нужно было тут дать свет... Свет и радость... Вместо света получилось какое-то принуждение, парад­ность... Свет-то я уже потом нашел». Торжество человека Скрябин хо­тел выразить не внешней торжественностью, а легкой игрой, смеющейся радостью. Таким образом, как и во многих симфонических циклах прошлого, начиная от Бетховена, основную идею произведения можно выразить словами «от мрака к свету» — и несмотря на привычность, даже некоторую банальность этой формулы, она наиболее точно отра­жает содержание симфонии.

Сразу по окончании Первой начать работу не удалось: Скрябин был очень занят в консерватории — шли экзамены, в том числе и его форте­пианного класса. Отвлекали и домашние заботы: в мае в семье появился третий ребенок. Лишь летом, на даче, композитор смог отдаться творче­ству. «Летом я кроме симфонии ничем не занимался, так как она очень длинна и довольно сложна, — писал он своему издателю и покровителю М. Беляеву. — Хотя в ней только 5 частей, а не 6, как в Первой, она, кажется, все же больше Первой. Кстати, может быть, мне продирижи­ровать ее самому. Дело в том, что мне очень хочется научиться дирижи­ровать, а начать когда-нибудь нужно...»

Осенью Скрябин показал симфонию Римскому-Корсакову, мнение которого чрезвычайно ценил. Глава петербургской композиторской шко­лы приезжал в Москву и дважды посетил Скрябина. В сентябре и октяб­ре композитор дописывает симфонию и в следующем месяце отправля­ет партитуру Беляеву. Тот, как всегда, показывает ее членам попечительского совета своего издательства. «После Скрябина — Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом», — пишет шутливо петербургский друг Скрябина А. Лядов. Премьера Второй сим­фонии состоялась в Петербурге 12 (25) января 1902 года под его управ­лением. После нее отзывы, подобные приведенному выше, зазвучали уже не в шутку. Сравнивая симфонию с Первой, критики предпочтение отда­вали прежнему опусу, однако в обеих симфониях находили массу недо­статков. Тем не менее группа наиболее авторитетных музыкантов сто­лицы Скрябина поддержала.

Вторая симфония — зрелое произведение, завершающее искания и до­стижения первого периода творчества Скрябина. Сейчас, по прошествии века, в ней явственно ощущаются преемственные связи с симфониче­скими концепциями великих предшественников, больше всего — Чай­ковского. Гармонический язык, несмотря на большую сложность и ост­роту, находится в привычных рамках мажоро-минорного мышления. Вторая симфония — монументальный, но удивительно компактный и цельный цикл с ясной, выверенной композицией.

Музыка

Первая часть представляет собой как бы краткий конспект всего после­дующего музыкально-тематического и драматургического развития сим­фонии. Это анданте, которое начинается минорной главной темой в низ­ком регистре у кларнета, на фоне приглушенного шелеста струнных. Глухие удары литавр еще больше усугубляют сурово-сосредоточенный колорит музыки. Изложение темы, которая становится все более взвол­нованной, захватывает широкий диапазон. Однако вновь воцаряется начальный сумрак. Возникает ассоциация с попыткой тщетного порыва к свету. У солирующей скрипки в светлом мажоре звучит новая мелоди­ческая фраза, полная нежной созерцательности и очарования. Это по­бочная тема. Но начальная тема решительно доминирует как напомина­ние о дремлющих силах грозного рока. В конце части она звучит трагически сильно.

Переход ко второй части совершается без перерыва. Музыка ее резко контрастна сдержанной суровости анданте. В этой части, написанной в форме сонатного аллегро, преобладают образы борьбы и протеста. По­летность, кипучая порывистость главной партии сменяется проникно­венным лиризмом побочной. Солирующий кларнет интонирует хрупкую, мечтательную тему. Возникает образ, сходный с лирическим эпизодом первой части. Трагические взлеты в разработке производят огромное впечатление острой напряженностью гармоний, колоссальной взрывча­той энергией.

Третья часть — анданте — своего рода лирическая интермедия, свет­лый эпизод среди огромной напряженности крайних частей. Его «мож­но назвать лирической симфонией внутри цикла, — указывает исследо­ватель творчества Скрябина В. Рубцова. — Оно написано в форме сонатного аллегро с классическим соотношением тональностей ведущих тем, но средства его развития и образный мир совершенно иные. Мелодизм анданте пластичен и текуч, его линии протяженны. Музыка заво­раживает своей красотой, достигая в кульминациях упоительной страст­ной неги». Свое полное, исчерпывающее развитие получают те зерна мечтательности, светлой экзальтации, которые были намечены в лири­ческих эпизодах первой и второй частей. На фоне нежных, трепетных гармоний звучат мелодии, сопровождаемые соловьиными пассажами и фиоритурами флейты, постепенно переходящие в сплошную нить «бес­конечной мелодии». Тонкая пейзажная звукопись чередуется с эпизода­ми философского раздумья, созерцательность сменяется трепетной взвол­нованностью. Чистой юношеской влюбленностью в жизнь, в природу веет от заключительного эпизода этой части.

Четвертая часть — резкий контраст к только что отзвучавшей музы­ке, пожалуй, наиболее яркое выражение драматургического гения Скря­бина. Стенания, короткие стремительные раскаты (тремоло в басах), тре­вожные переклички труб, изобилующие хроматизмами, — все пронизано дыханием бури, создает яркую картину грозной разбушевавшейся сти­хии. Порывисто налетают и удаляются звуковые вихри. Несколько раз возникают начальные интонации главной темы первой части симфонии, как бы мучительно пытающейся прорваться к свету. Мрак постепенно рассеивается. Незаметно совершается переход к последней части.

В ярком мажоре финала во всем блеске, словно закованная в сияю­щие латы, звучит главная тема симфонии. Возникает гигантская смыс­ловая арка от начального тезиса, который получает здесь свое логиче­ское завершение. Тема, звучащая в характере торжественного блестящего марша, возвещает о победе, завоеванной на трудном, порой мучитель­ном пути. Ее интонации, растворяющиеся в общем ликующем мощном потоке, завершают финал симфонии.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Александр Скрябин

Год создания

1901

Дата премьеры

25.01.1902

Жанр

симфонические

Страна

Россия

просмотры: 4250
добавлено: 18.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть