Марио Росси

Mario Rossi

«Когда пытаются представить себе типично итальянского дирижера, то подразумевают как само собой разумеющееся — типичное brio и чувственность, сангвинические темпы и блестящую поверхностность, «театр за пультом», вспышки темперамента и ломание дирижерской палочки. Марио Росси — полная противоположность такому облику. Ничего возбуждающего, беспокойного, сенсационного или даже просто несолидного в нем нет»,— пишет австрийский музыковед А. Витешник. И действительно, и по своей манере — деловитой, лишенной всякой эффектности и экзальтации, и по интерпретаторским идеалам, и по репертуару Росси скорее приближается к дирижерам немецкой школы. Точный жест, идеальное соблюдение авторского текста, цельность и монументальность замыслов — вот его характерные черты. Росси великолепно владеет различными музыкальными стилями: ему близка и эпическая широта Брамса, и взволнованность Шумана, и величественный пафос Бетховена. Наконец, отступая также от итальянской традиции, он прежде всего симфонический, а не оперный дирижер.

И все же Росси — настоящий итальянец. Это проявляется и в его склонности к певучему (в стиле «бельканто») дыханию оркестровой фразы, и в грациозном изяществе, с которым он преподносит слушателям симфонические миниатюры, и конечно, в его своеобразном репертуаре, в котором особенно значительное место занимает старинная — до XVIII века — и современная итальянская музыка. В исполнении дирижера обрели новую жизнь многие шедевры Габриели, Вивальди, Керубини, забытые увертюры Россини, прозвучали сочинения Петрасси, Кедини, Малипьеро, Пиццетти, Казеллы. Впрочем, Росси не чужд и оперной музыки XIX столетия: немало триумфов принесло ему исполнение творений Верди, и особенно «Фальстафа». Как оперный дирижер он, по мнению критиков, «сочетает в себе южный темперамент с северной рассудительностью и основательностью, энергию и точность, огонь и чувство порядка, драматическое начало и ясность понимания архитектоники произведения».

Жизненный путь Росси так же прост и лишен сенсационности, как его искусство. Он вырос и завоевал известность в своем родном городе Риме. Здесь Росси окончил академию «Санта-Чечилия» как композитор (у О. Респиги) и дирижер (у Д. Сеттачоли). В 1924 году ему посчастливилось стать преемником Б. Молинари на посту руководителя римского оркестра «Аугустео», который он занимал почти десять лет. Затем Росси был главным дирижером Флорентийского оркестра (с 1935 года) и возглавлял флорентийские фестивали. Уже тогда он выступал по всей Италии.

После войны, по приглашению Тосканини, Росси некоторое время осуществлял художественное руководство театром «Ла Скала», а затем стал главным дирижером оркестра Итальянского радио в Турине, руководя также оркестром радио в Риме. За эти годы Росси проявил себя как отличный педагог, много способствовавший подъему художественного уровня Туринского оркестра, с которым гастролировал в Европе. Росси выступал также с лучшими коллективами многих крупнейших культурных центров, участвовал в музыкальных фестивалях в Вене, Зальцбурге, Праге и других городах.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

29.03.1902

Дата смерти

29.06.1992

Профессия

дирижёр

Страна

Италия

просмотры: 3483
добавлено: 08.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть