Раздельноречие

Раздельноречие, хомония, - произнесение слов с включением между согласными и после заключит. согласной отсутствующих в данных словах гласных, напр. вместо "видевше" - "видевоше", вместо "грехом" - "грехомо" (отсюда возникло второе название Р. - хомония) R. появилось в рус. церк. пении в кон. 15 в. Д. В. Разумовский объяснял происхождение Р. изменением фонетики слав, языка за счёт превращения полугласных в гласные. В. М. Металлов одной из причин появления Р. считал невежество переписчиков певч. книг. Т. Н. Ливанова объясняет Р. желанием сохранить в точности напевы, сложившиеся до изменения фонетики. Но до 15 в. большинство напевов было близко к псалмодии; распевные мелодии стали формироваться лишь к кон. 15 в., так что необходимости в Р. для их сохранения не было. Грамматич. ошибки в певч. книгах встречаются редко, и потому неграмотность переписчиков нельзя рассматривать как причину появления Р. Более того, Р. употреблялось и в текстах, составленных в 16 в. высокообразованными людьми (в т.ч. Иваном Грозным). Точка зрения Разумовского представляется более обоснованной, но требует корректив. Гласные, не существующие в письменности, но слышимые в разговоре, вносились в записи ещё в 12 в., о чём свидетельствует, напр., Благовещенский кондакарь. Исчезновение полугласных могло в какой-то мере благоприятствовать внесению лишних гласных, но только внутри слов, а не после их окончания на согласный (подобное добавление гласных делает текст трудным для восприятия). Последовательность, с к-рой проводился этот принцип, указывает на стремление придать певч. произношению особый, не свойственный "мирскому" языку характер. В 17 в., когда в московском обществе начали утверждаться новые просветительские идеи, Р. стало подвергаться резкой критике. В 1652 последовал царский указ, согласно к-рому церк. пение повсеместно должно было стать "воистинноречным пением" (об исправлении певч. книг в соответствии с этим указом см. в ст. Истинноречие). Р. сохранилось только у старообрядцев.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Poтебня A., К истории звуков русского языка, Воронеж, 1876; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; его же, К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в., "Богословский вестник", 1912, т. 2, No 6; Игнатьев A., Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII века, Казань, 1910; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л., 1924; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Koschmieder E., Przyczynki do zagodnienia chomonji w hirmosach rosyjskich, Wilno, 1932.

H. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Псалтериум Музыкальные инструменты
Шарманка Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Регистр Термины и понятия
Куранты Музыкальные инструменты
En dehors, ан деор Балет и танец
Лауреат Термины и понятия
Cantabile, кантaбиле Термины и понятия
Мелодрама Музыкальные жанры
Ноо, но Музыкальные жанры
Хоровая музыка Музыкальные жанры
Гармонь, гармоника Музыкальные инструменты
Ереван Города

Реклама

Категории словаря

церковная музыка

просмотры: 2639
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть