Рахманинов. Фортепианный концерт No. 4

Piano Concerto No. 4 (g-moll), Op. 40

Послушать:

Филадельфийский оркестр, дирижёр Юджин Орманди, солист Сергей Рахманинов
Запись: 20 декабря 1941 г.

I. Allegro vivace
II. Largo
III. Allegro vivace

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Начатый в эскизах в Москве в 1914–1917 годах, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром соль минор, соч. 40, был завершен Сергеем Рахманиновым уже в эмиграции спустя десятилетие. 18 марта 1927 года состоялась его премьера в Филадельфии: солистом выступил автор, дирижировал Леопольд Стоковский. Чувствуя неудовлетворенность своим произведением (критика встретила премьеру довольно холодно), композитор внес поправки в партитуру перед ее публикацией в 1928 году, а в 1941 году капитально переработал концерт, создав его вторую редакцию.

В советское время о послереволюционном Рахманинове принято было писать в таком, например, тоне: «Оторвавшийся от родины художник с огромными усилиями пытался возобновить творческую деятельность на чужбине. Это сказалось на музыке Четвертого концерта. Его нельзя поставить рядом с двумя предшествовавшими концертами, созданными в России». Тут же сообщалось, что «на творчество Рахманинова оказало некоторое воздействие модернистское искусство» (А. Соловцов).

Сегодня Четвертый концерт вопреки подобным приговорам видится и как продолжение линии романтических Второго и Третьего концертов, и как подступ к гениальным шедеврам позднего Рахманинова – «Рапсодии на тему Паганини», «Симфоническим танцам», Третьей симфонии.

Трагическое мироощущение композитора связано не только с неутихающей тоской по покинутой России, не только с близящейся мировой катастрофой – оно продиктовано еще и поисками своего места в меняющемся мире. Пылкий, лирически вдохновенный романтик, Рахманинов в Четвертом концерте словно примеряет еще вчера далекие ему выразительные средства – дерзкую зловещую токкатность стремительного бега, графическую заостренность фортепианных фигураций, напряженные гармонии…

И порывистая первая часть (Allegro vivace), и лирическое русское интермеццо в средней части (Largo), и «колючий» скерцозный финал (Allegro vivace) полны нежданных «злых» вторжений, пронизаны неизбывной тревогой. Основное настроение Концерта, по словам одного проницательного слушателя, – «торжественный трагизм».

Иосиф Райскин

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Рахманинов

Год создания

1926

Дата премьеры

18.03.1927

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 3437
добавлено: 15.01.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть