Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано

Cello Sonata (g-moll), Op. 19

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Соната для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова, проникнутая патетически-взволнованным тоном, соединяет выразительную певучесть тем с ритмической энергией, ясностью формы и фактуры. Ее широко распевные темы впечатляют своей эмоциональной насыщенностью и полнотой звучания. Во всем складе этого произведения чувствуется уверенное мастерство, свобода изложения при известной, быть может, сдержанности и строгости письма.

Первая часть — Lento. Allegro moderato,— несмотря на кантиленный склад обеих основных ее тем, отличается упругой «мускулистостью», напряженностью развития. Источником динамизации ее фактуры является ритмически четко скандированная фигура у фортепиано с излюбленным Рахманиновым анапестическим ритмом, которая соединяется в главной партии с певучей темой виолончели:

В дальнейшем эта фигура играет роль своеобразного «лейтритма», пронизывающего всю первую часть. Особенно настойчиво звучит она в разработке, напоминающей по своей динамической целеустремленности, последовательному и непрерывному проведению единой восходящей динамической линии разработку из первой части Второго фортепианного концерта. Линия длительного, напряженного нарастания распространяется и на главную партию репризы, которая очень сильно динамизирована и сохраняет по изложению разработочный характер.

Вторая часть сонаты — Allegretto scherzando — представляет собой тип романтического скерцо, в котором сумрачные, тревожно-драматические настроения чередуются с певучими лирическими эпизодами.

Жемчужиной этого произведения является небольшая по размеру третья часть — Andante (По свидетельству Т. А. Гайдамович, К. Н. Игумнов, принадлежавший к лучшим исполнителям партии фортепиано в этой сонате, считал Andante «одной из вершин лирики Рахманинова».). В основе ее простая, спокойная песенная мелодия, вырастающая из опевания двух звуков, находящихся в квинтовом отношении:

Медленно ширясь и нарастая, она как бы расцветает и звучит со все более напряженной экспрессией. В конце среднего раздела достигается яркая патетическая кульминация (Andante написано в простой трехчастной форме), после чего звучность постепенно спадает и словно истаивает к концу. Постоянно возникающие короткие подголоски и имитации придают фактуре певучий, мелодизированный характер. Насыщенная и полнозвучная, но в то же время лишенная тяжеловесной статики музыкальная ткань непрерывно живет и «дышит», создавая ощущение пространственности. Прибегая к образным ассоциациям, можно сравнить эту часть с баркаролой — «пением на воде», или с привольной, от души льющейся песней посреди широких полевых просторов.

В светлом праздничном финале — Allegro mosso — своеобразие рахманиновского почерка выражено с меньшей определенностью. По общему характеру музыки он близок к традиционным эпическим финалам «кучкистов» и Глазунова, отчасти и Чайковского (русский народный склад особенно ясно ощущается в побочной партии).

В целом соната явилась значительным достижением русской камерной музыки и заняла одно из важнейших мест в отечественном виолончельном репертуаре.

Ю. Келдыш

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Рахманинов

Год создания

1901

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

Россия

просмотры: 2255
добавлено: 09.01.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть