Прокофьев. «Пасторальная» сонатина, «Прогулка», «Пейзаж»

Three Pieces for Piano, Op. 59

Сергей Сергеевич Прокофьев

Три пьесы для фортепиано

Третью сонатину C-dur, ор. 59, названную «Пасторальной», композитору, по его словам, «удалось сделать яснее и сонатиннее, чем две предыдущие, op. 54». («Пасторальная сонатина», «Прогулка» и «Пейзаж» ор. 59, а также три пьесы «Мысли» ор. 62 были завершены композитором летом 1934 года.) Действительно, тематический материал ее прост, интонационно естественен. Скромность фактуры и мягкая обаятельность обеих тем (вторая из них относительно более насыщенна) здесь выражены еще более привлекательно, чем в предыдущих сонатинах. В то же время замысел ограниченнее, эмоциональная сторона подчеркнуто нейтральна и преднамеренно нивелированна. Сонатина не имеет динамической кульминации, она как бы вся написана ровной пастелью в светлых матовых тонах, и черты утонченной изобразительности в ней соседствуют на равных правах с мыслью или настроением. Закреплению этой пьесы в репертуаре пианистов способствовало вдохновенное исполнение ее С. Рихтером.

Вошедшие в цикл Трех пьес, ор. 59, кроме названной сонатины, «Прогулка» и «Пейзаж» раскрывают еще в большей степени черты созерцательной изобразительности этого опуса.

Пьеса «Прогулка» изящна, прозрачна, несколько статична. Использованные в ней приемы двухголосия, мягкие и подчеркнуто «пресные» гармонии с преобладанием чистых трезвучий как бы предназначены для любования их примитивной простотой. Пьеса вызывает чувство покоя и сладостного безразличия в духе итальянского «dolce far nienle» («приятного ничегонеделания»).

Такова же в принципе и пьеса «Пейзаж» ор. 59 № 2, написанная в трехчастной форме. Строго говоря, здесь никакого пейзажа или даже настроения, вызванного им, нет (иначе у импрессионистов с их конкретностью в изображении природы или передаче ощущений от нее). Типично этюдна первая тема этой пьесы, с одноголосными клавесинными пассажами в быстром движении, более «пейзажна» вторая тема (медленная середина пьесы). Но, очевидно, именно абстракцию пейзажности, а не какой-либо конкретизированный образ и имел в виду автор.

В. Дельсон

реклама

вам может быть интересно

Шопен. Этюды Фортепианные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Прокофьев

Год создания

1934

Жанр

фортепианные

Страна

Россия, СССР

просмотры: 6073
добавлено: 01.09.2014



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть