Прокофьев. Фортепианный концерт No. 6

Piano Concerto No. 6, Op. 133

С. С. Прокофьев. Портрет работы П. П. Кончаловского. 1934

В 1952 году Прокофьев задумал написать свой Шестой фортепианный концерт C-dur, op. 133 — концерт для двух фортепиано и струнного оркестра. Его музыкальные друзья — С. Рихтер и в особенности А. Ведерников, принимавший активное участие в составлении клавиров и переложений симфонической и театральной музыки Прокофьева и первый исполнитель ряда его фортепианных произведений, энергично стимулировали написание этого концерта. «Частые разговоры пианиста А. И. Ведерникова с Сергеем Сергеевичем о новом произведении для фортепиано послужили конкретным поводом к решению написать концерт № 6», — подтверждает М. Мендельсон-Прокофьева. По ее словам, Прокофьев хотел, чтобы С. Рихтер и А. Ведерников, которым он предполагал посвятить концерт, были и его первыми исполнителями.

Сочинение, судя по эскизам, должно было быть написано в стиле ранних («староклассических») инструментальных концертов XVIII века с использованием приемов полифонии и с «оглядкой» на концертный стиль Иоганна Себастьяна Баха. И инструментовка концерта намечалась прозрачной, в духе раннего классицизма. Говоря о своем новом замысле, Прокофьев писал (это было его последнее печатное высказывание): «Одновременно (речь шла о незаконченном «прозрачном концертино для виолончели с оркестром» g-moll, op. 131, впоследствии завершенном М. Ростроповичем и инструментованном Д. Кабалевским. — В. Д.) собираюсь заняться сочинением трехчастного концерта для двух фортепиано в сопровождении струнного оркестра. Обращение к этой форме подсказано мне концертом Баха для двух фортепиано и струнного квинтета».

Композитор написал двадцать четыре страницы набросков, предполагая в первой половине 1953 года все закончить. Однако смерть прервала его работу, и произведение осталось незавершенным. Эскизы концерта находятся в ЦГАЛИ, по ним можно получить достаточно определенное представление о его характере, темах и языке.

Шестой фортепианный концерт — типичный музыкальный замысел последнего периода творчества Прокофьева. По характеру и по своей настроенности это сочинение стояло бы в одном ряду с Виолончельной сонатой, Девятой фортепианной сонатой, «Сказом о каменном цветке», Седьмой симфонией. Таковы, в первую очередь, широко распевная главная тема первой части концерта (Allegro) и начало второй части (Andante tranquillo) — обаятельно проникновенная русская мелодия в оркестре с мягкими фигурациями у обоих фортепиано. Характерна и легкая радостность побочной темы первой части концерта, ассоциирующейся по своему настроению с вальсообразными эпизодами Седьмой симфонии. Наконец, остро и забавно намечается музыка финала — динамичная, жизнерадостная, несколько возвращающая к творчеству Прокофьева эпохи и стиля Классической симфонии.

Таким образом, композитор хотел написать светлый, юношеский по настроению, камерный концерт, с выраженными чертами русской кантилены и приемами классической полифонии. Конечно, в процессе сочинения, а также консультаций с А. Ведерниковым и С. Рихтером произведение могло заметно измениться, дополниться иным материалом, композитор мог впоследствии несколько переосмыслить характер и значение даже того, что нам известно из оставшихся набросков. Но поскольку стиль всего прокофьевского творчества последних лет был именно таков, как он вырисовывается в эскизах концерта, нет особых оснований сомневаться в его намечавшемся характере.

Фортепианные концерты Прокофьева оказали большое влияние на дальнейшее развитие этого популярного жанра. Два фортепианных концерта Шостаковича, некоторые лирические страницы концертов Кабалевского (особенно Второго), концерты Хренникова и Пейко, отчасти Хачатуряна, а также Галынина, Шнитке, Тищенко и многих других советских авторов наглядно демонстрируют влияние прокофьевского концертного стиля.

В. Дельсон

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Прокофьев

Год создания

1952

Жанр

концертные

Страна

СССР

просмотры: 2770
добавлено: 02.09.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть