Прокофьев. Фортепианный концерт No. 4

Piano Concerto No. 4 (B-dur), Op. 53

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

Четвертый концерт B-dur, op. 53 был создан в Париже в 1931 году по заказу известного австрийского пианиста Пауля Витгенштейна. Солирующая партия в этом произведении написана для одной левой руки.

«Потеряв правую руку на фронте, — отмечает в «Автобиографии» Прокофьев, — Витгенштейн сосредоточил всю энергию на развитии левой, а свои денежные возможности — на заказе концертного репертуара». Так появились на свет «одноручные», сочиненные специально для Витгенштейна, «Симфонические этюды» Рихарда Штрауса, затем концерт Мориса Равеля и, наконец, Прокофьева. Однако Витгенштейн нашел концерт слишком сложным и никогда не играл.

Автор относился к своему необычному произведению с редким непостоянством, и, по-видимому, этим объясняется то, что и он никогда его не исполнял. «У меня у самого не установилась точка зрения на него, — пишет Прокофьев, — иногда он мне нравится, иногда нет».

Сочинение фортепианных произведений для одной руки имеет свои специфические традиции. Как правило, это — имитация нормальной двуручной игры, но с вынужденной фактурной усложненностью и усиленным использованием средств педализации, в известной степени компенсирующих отсутствие партии правой руки. По этому пути шли и Штраус, и Равель, и Скрябин в его Прелюдии и Ноктюрне, ор. 9.

Не любивший нигде и ни в чем протореннык дорог Прокофьев избрал противоположный путь — подчеркивания «одноручности» фортепианной партии: в концерте масса одноголосных пассажей, а оркестровка его соответственно прозрачна. Это произведение камерного плана (многие годы композитор собирался осуществить двуручный вариант концерта, но так и не сделал его).

В «Автобиографии» Прокофьев дает краткую обобщенную характеристику частям концерта: «первая — быстро бегущая, построенная главным образом на пальцевой технике; вторая — Andante, развивающееся не без некоей спокойной важности; третья — играющая роль сонатного аллегро (хотя и отклоняющаяся от этой формы) и четвертая — реминисценция бегущей первой, но в сокращенном виде и вся изложенная piano».

Первая часть (Vivace) написана не в сонатной форме, как обычно в концертах, а в сложной трехчастной. Несмотря на суховатую, «аскетическую» фактуру солирующей партии, она обладает своеобразной неоклассической ясностью и прозрачным виртуозным блеском (преимущественно чеканная пальцевая техника).

В образах второй части (Andante) сочетается величавость и подлинный лиризм. Форма — вариационная. Привлекательны начало, с его выразительной непосредственностью, и затем эпизоды хрустальных звучаний. Вообще же во второй части явно ощущается известное возвращение к эмоциональной лиричности раннего Прокофьева.

Изложение здесь несколько плотнее и изобилует орнаментальными украшениями. Средний раздел подлинно патетичен и имеет ярко выраженную кульминацию, даже чуть в листовском духе.

Третья часть (Moderato) — в сонатной форме — наиболее драматична и разнообразна. Она богата контрастными ритмами и разнохарактерной мелодикой.

Хотя главная партия воплощает образы властности и несколько жестка по звучанию (диссонансы медных), в ней уже зарождается впоследствии широко развившееся в творчестве Прокофьева лирико-психологическое начало.

Побочная партия — острая, стаккатная, с обилием скачков — излагается на фоне мерных аккордов оркестра. После короткой разработки следует фортепианная каденция, а затем — зеркальная реприза — возвращаются побочная и главная партии.

Интересен факт использования композитором в ряде мест третьей части концерта грустных лирических интонаций, впоследствии вошедших в побочную партию первой части Девятой сонаты.

Мелодический материал четвертой части (Vivace) — своеобразного эпилога — воскрешает тематизм первой части (одноголосные фигурации); это придает цельность концерту. Здесь вновь доминирует токкатная колкость, «деловитое» линеарное изложение.

В приемах письма, в языке Четвертого фортепианного концерта ясно ощущаются черты творчества Прокофьева последних лет зарубежного периода. Здесь много изящного, пластично скульптурного. Но связи с русской музыкальной речью, со сферой органически близких ему интонаций Родины значительно ослаблены.

«Я искал простоты, но больше всего боялся, как бы эта простота не превратилась в перепевы старых формул, в «старую простоту», которая мало нужна в новом композиторе, — пишет Прокофьев о ряде своих сочинений этого периода. — В поисках простоты я гнался непременно за «новой простотой», и тут-то оказалось, что новая простота, с новыми приемами и, главное, новыми интонациями, совсем не воспринималась как таковая».

В поисках абстрактной «новой простоты» созидались и Четвертый концерт и в меньшей степени Пятый концерт; «издержки» этого трудного метода экспериментирования сказались наглядно. В эмоциональном отношении Четвертый концерт порой «малокровен», точно зажат в стальные тиски нарочитой аскетичности. Обычное в творчестве Прокофьева сочетание простого и усложненного даже несколько утрачивает здесь свойственную ему органичность. И в то же время в концерте есть много моментов подлинно интересной музыки — образов жизнерадостного, задорного юмора и мягкой лирики, эпизодов с весьма оригинальной фактурой, характерной инструментовкой. Несомненно, он получит концертное признание (и не только как специфическое одноручное произведение), несмотря на то, что долго не издавался и очень редко исполняется. (В 1963 г. вышло авторское переложение для двух фортепиано под редакцией А. Ведерникова. Первым исполнителем Четвертого концерта для фортепиано явился Зигфрид Рапп, игравший его в 1956 г. в Берлине по рукописи. Впоследствии его исполняли Рудольф Серкин в США (1957), Малькольм Биннс в Лондоне (1960) и многократно — ярко и с увлечением — Анатолий Ведерников в Москве и Ленинграде (имеется грамзапись). Первое его исполнение на концертной эстраде в Москве состоялось 26 февраля 1960 г. Солист А. Ведерников, дирижер Ю. Силантьев, оркестр Московской государственной филармонии; в Ленинграде — 17 ноября 1959 г. — солист А. Ведерников, дирижер Г. Рождественский.)

В. Дельсон

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Сергей Прокофьев

Год создания

1931

Жанр

концертные

Страна

Россия, СССР

просмотры: 4356
добавлено: 02.09.2014



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть