Жорж Претр

Georges Prêtre

Жорж Претр / Georges Prêtre

За последние годы имя этого дирижера все чаще появляется на афишах концертных залов и оперных театров, на обложках грампластинок, на газетных и журнальных страницах. Жоржа Претра называют одним из самых ярких представителей новой дирижерской плеяды, дирижером современного типа. Вот как описывает его облик один из критиков: «Жорж Претр — не только дирижер необычайно опытный, который отлично знает свое ремесло, но и артист с крепкими нервами. Его импульсивное существо излучает здоровье... Нет и налета романтического дирижерского ореола. Претр — тип современного спортивно сложенного дирижера, который твердо стоит на вемле; это страстный пловец и гребец, опасный партнер по дзюдо. Его голубые глаза выдают фламандское происхождение, а его шарм отличает истинного француза».

Как бы ни были справедливы эти слова, подтверждение которых можно найти и в биографии артиста, главной причиной его успехов, естественно, является выдающееся дирижерское и музыкальное дарование. Оно проявилось еще в детстве: с восьми лет мальчик начал играть на рояле, а затем овладел игрой на гобое и трубе. Когда ему исполнилось семнадцать, он получил первую премию на соревновании гобоистов, а затем, как и подобает «современному» музыканту, увлекся джазом. Вскоре Претре уже знали как великолепного джазового трубача. Но у него все же были другие, более серьезные планы. Он отправился в Париж, чтобы поступить в консерваторию, в класс дирижирования, и... провалился. Молодой человек не пал духом, добился встречи с самим Клюитенсом, и тот, выслушав его, зачислил к себе в ученики.

Практику дирижерского искусства Претр изучал в Марсельском оперном театре, где после окончания консерватории работал восемь лет ассистентом дирижера, а затем вторым дирижером. Начав с оперы Ибера «Король города Из», он вскоре освоил весь репертуар театра, гастролировал с труппой в разных городах и к тридцати годам возглавил оперный театр в Тулузе.

В середине пятидесятых годов Претр дебютировал в Париже, продирижировав в «Опера комик» операми «Так поступают все женщины»» Моцарта, «Миньон» Тома и «Каприччио» Р. Штрауса. А вскоре к дирижеру пришла и международная известность, которая постоянно растет. Претр выступает в Швейцарии, Бельгии, ФРГ, США, Испании, Англии, Австрии, где дважды гастролирует по приглашению самого Караяна; он покоряет парижан блестящей постановкой «Фауста» в «Гранд-Опера», участвует во многих фестивалях, сотрудничает в спектаклях и концертах с М. Каллас и Р. Тебальди, записывается на пластинки. Так уже к началу 1960-х годов Претр стал одним из ведущих дирижеров своей страны.

Творческие интересы Претра лежат прежде всего в сфере французской музыки. Большую популярность на родине снискали ему премьеры опер Пуленка «Человеческий голос» и «Дама из Монте-Карло» и возобновление его же «Глорианы»; в репертуаре Претра — оперы и симфонические сочинения Гуно, Берлиоза, Дебюсси, Равеля, Мессиана. К числу лучших достижений дирижера относится выпущенная запись «Кармен» с участием М. Каллас. Значительное место в его репертуаре занимает также русская музыка; особенно высоко оценила критика его трактовку «Евгения Онегина» и «Князя Игоря». Дирижер обращается и к другим музыкальным пластам: в его репертуаре Моцарт, Вагнер, Р. Штраус, а среди записей выделяются Пятая симфония Дворжака, «Симфония псалмов» Стравинского, ряд сочинений А. Берга.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

14.08.1924

Дата смерти

04.01.2017

Профессия

дирижёр

Страна

Франция

просмотры: 3595
добавлено: 08.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть