Предъём

итал. anticipazione, франц. и англ. anticipation, нем. Antizipation, Vorausnahme

Неаккордовый звук (обычно короткий, на последней лёгкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении П. как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, заимствуемому из предыдущего аккорда). Сокр. обозначение в нотном примере - им. П. может быть понят как опережающее разрешение (переход) одного из звуков в соответствующий звук будущего аккорда (поэтому о "разрешении" П. не говорят). П. обычно одноголосен, но может быть и многоголосным (двойной, тройной П.), даже во всех голосах одновременно (аккордовый П.; при нём нет одноврем. звучания аккордовых и неаккордовых звуков).

Особую разновидность составляет скачковый П.; многие камбиаты (т.н. "фуксова камбиата") скорее являются скачковыми П.

Предформы встречаются в ср.-век. монодии (см. начало секвенции "Sanctus Spiritus" в статье Ноткер), а также в старинной полифонии, однако незрелость аккордово-гармонич. письма и трудность нотации не позволяют говорить о П. как о совершенно сформировавшемся явлении до эпохи Возрождения (см. Г. де Машо, 14-я баллада "Je ne cuit pas" - "Нет того, кому Амур уделил бы столько благ", такты 1-2; также заключит. каданс в 8-й балладе "De desconfort"). В эпоху Жоскена Депре П. в основном сложился. С 16 в. П. применяется как нечастый, но уже вполне откристаллизовавшийся приём полифонич. мелодики (у Палестрины). С 17 в. (особенно со 2-й пол.) П. приобретает новое качество контраста не только контрапунктирующему голосу, но и целому аккорду (совр. понятие П.). В 20 в. П. нередко применяется подобно побочному тону для усложнения гармония, вертикали (С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта", "Монтекки и Капулетти", заключит. каданс).

Теоретически явление П. специально освещено у Кр. Бернхарда (ученика Г. Шюца; сер. 17 в.). В главе 23 ("Von der Anticipatione Notae") его соч. "Tractatus compositionis augmentatus" П. (под назв. "антиципации") рассматривается как "фигура", украшающая мелодию:

В трактате "Von der Singe-Kunst oder Manier" Бернхард различает "предъём ноты" (Anticipatione della nota; см. пример выше) и "предъём слога" (Anticipatione della sillaba; см. пример ниже).

И. Г. Вальтер (нач. 18 в.) также рассматривает П. среди "фигур". Приводим образец "предъёма слога" из его книги "Praecepta..." (слово "Psallam" во 2-й половине 1-го такта повторяется):

С развитием нового учения о гармонии (с 18 в.) П. вошёл в группу неаккордовых звуков.

Литература: см. при ст. Неаккордовые звуки.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Домбра Музыкальные инструменты
Полька Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Мистерия Музыкальные жанры
Бальный танец Балет и танец
Певчий дьяк Церковная музыка
Унисон Термины и понятия
Албанский балет Балет и танец
Ренасимьенто Течения в искусстве
Волынка Музыкальные инструменты
Мундштук Музыкальные инструменты
Сериальность, сериализм Термины и понятия
Дудка Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4376
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть