Опера Монтеверди «Коронация Поппеи»

L'incoronazione di Poppea

Композитор
Год создания
1642
Жанр
Страна
Италия

Поппея Сабина на картине 16 века

Опера в трех действиях с прологом; либретто Дж. Ф. Бузенелло.
Первая постановка: Венеция, театр «Сан-Джованни и Сан-Паоло», сезон 1642/43 года.

Действующие лица:

Поппея (сопрано), Нерон (тенор), Октавия (сопрано), Оттон (баритон), Сенека (бас), Друзилла (сопрано), Арнальта (контральто), Лукан (тенор), Фортуна (сопрано), Добродетель (сопрано), Амур (сопрано), вольноотпущенник (тенор), паж (тенор), служанка (сопрано), кормилица Октавии (контральто), два солдата (тенор и баритон), Меркурий (тенор), Паллада (сопрано), Венера (сопрано), консулы, трибуны, ликторы, Ученики Сенеки.

Пролог

На небесах Фортуна, Добродетель и Амур прославляют свою власть над людьми. Амур заявляет о своем превосходнее надо всеми («Reveritemi, adoratemi»; «Поклоняйтесь мне, пойте мне хвалу»).

Действие первое

Оттон, бывший муж Поппеи, поет песню под ее окнами («Е pur io torno qui»; «Неодолимо меня влечет»).

Из дома выходят Нерон и Поппея, которая обращается к императору со словами любви («Signor, sempre mi vedi»; «Мой друг, ты меня видишь постоянно»). Пока Нерон не развелся со своей женой Октавией, в Риме не должны знать о его связи с Поппеей. Верная Арнальта предупреждает Поппею, что Октавия замыслила месть.

Во дворце Нерона Сенека утешает Октавию. Над старым философом насмехается паж. Сенека, получающий от Паллады весть о своей скорой смерти, принимает ее спокойно («Venga la morte pur»; «Все земное величие непрочно»). Нерон сообщает Сенеке о своем решении развестись с Октавией. Философ пытается разубедить императора, но тот его прогоняет (дуэт «Son risoluto insomnia»; «Вот что решил наконец я»). Поппея внушает Нерону мысль о том, что Сенека опасен, и в порыве гнева император велит передать учителю приказ умереть сегодня же вечером (дуэт «Come dolci Signor»; «Государь мой, скажи»). Друзилла, тайно влюбленная в Оттона, открывает ему свою любовь.

Действие второе

Меркурий вновь приносит Сенеке весть о смерти (дуэт «Solitudine amata»; «Сердцу милая обитель»), вскоре ликтор передает ему приказ Нерона. Философ готовится к смерти («Amici, e giunta l'hora»; «Любимые други, настало время» — с хором). Паж и служанка весело щебечут о любви (дуэт «Sento un certo non so che»; «Все во мне огонь и зуд»). Нерон в обществе поэта Лукана насмехается над памятью Сенеки и прославляет красоту Поппеи. Октавия убеждает Оттона убить Поппею: он должен переодеться в одежды Друзиллы. Поппея просит Амура, чтобы он поскорее сделал ее женой Нерона («Hor che Seneca e morto»; «Раз уж Сенека мертв»). Затем она засыпает под песенку Арнальты («Adagiati, Рорреа»; «Спокойно спи, Поппея»). Входит переодетый Оттон, но Амур мешает ему совершить убийство.

Действие третье

Арнальта ведет солдат Нерона, чтобы арестовать Друзиллу. Император приговаривает ее к смерти. Тогда Оттон называет себя единственным виновником. Ему суждено изгнание. Изгнание ждет и Октавию. Нерон обещает Поппее немедленно жениться на ней (дуэт «Ne piu s'interporra noia о dimora»; «Ничто, ничто теперь не будет нам препоной»). Октавия прощается с Римом («А Dio, Roma, a Dio patria, amici a Dio»; «Прощай, Рим мой, о отчизна, о друзья»). Нерон и Поппея под приветственные клики сената и народа празднуют свою победу (дуэт «Pur ti miro, pur ti godo»; «Радость взору, чувств блаженство»).

На фоне настойчиво наплывающих музыкальных волн, нежных и сияющих, устремленных к свету, финал оперы загадочен, как и сюжет в целом. Союз Нерона и Поппеи, уже в первом действии такой пылкий и «порочный», заставляет проливать слезы и кровь, но их идиллии благоволят небеса. Контрасты, противопоставленные, впрочем, простоте, определяют суть всей оперы. С веселыми лицами соседствуют грустные, безутешные. Любовным играм (и главных персонажей, и второстепенных) противопоставлены мучительные жалобы Оттона, а еще больше — скорбь Октавии или оплакивание смерти Сенеки. На всех событиях лежит тень печально судьбы, и чем больше герои улыбаются, тем мрачнее становится общий фон. Гармоническая заторможенность и обнаженность сопровождения, обилие минора и в особенности сцена самоубийства Сенеки предвозвещают, что и радость Поппеи не будет долговечной.

Молодая женщина, сквозь сон бормочущая о своем желании, убаюкиваемая верной Арнальтой — в ее великолепной колыбельной есть и стремление защитить, и большая грусть,— приближается к роковому брачному ложу в полном неведении. Томность и страстность ее свиданий с Нероном превращают слова в поцелуи и делают чарующим ее образ простодушной интриганки, довершившей развращенность двора, который непостоянный император сделал таким, каким хотел. Нерон говорит о том, что очарован своей новой подругой, в действительности ему мил только собственный каприз чувственности, о чем он искренне признается в пьяном диалоге с Луканом, в атмосфере угасающей оргии, обрисованной с помощью канцонетты.

Величавые портреты, мощные вокальные партии раскрывают образы серьезных, благородных, но обреченных персонажей; они противопоставляют остальным свою волю и честность, но их не слушают. Октавия плетет незабываемый образец речитатива, в котором чувствуется архаика; Сенека достигает высочайших ступеней лирического и медитативного напряжения, которое редко можно будет встретить в музыкальном театре: но им обоим здесь нет места.

Вся тщетность нравственного урока становится очевидной при появлении второстепенных персонажей драмы, которые населяют двор лишь для того, чтобы подчеркнуть легкомыслие и безответственность Нерона. Арнальта разглагольствует о том, что необходимо отвечать на любовь, паж едко высмеивает поучения старого философа, даже ученики Сенеки придают силу и убедительность только его оплакиванию. Между тем остроумные излияния пажа по адресу его красотки превосходят по человечности и музыкальному изяществу другие, более значительные сцены. Таким образом, в каждой части высокое мастерство композитора позволило ему сочетать горечь и едкость с нарастающим светом и с поразительной, почти безотчетной фальшью сладострастия.

В заключение, обратившись к истории, напомним, что шедевр Монтеверди ставился в Венеции в течение двух сезонов со значительным успехом, и среди его исполнительниц была знаменитая Анна Ренци (она пела партию Октавии). Затем «Коронация Поппеи» была поставлена еще раз в 1646 году труппой «Феби армоничи», показавшей оперу в различных городах Италии, в том числе в 1651 году в Неаполе — эта постановка стала легендарной.

С тех пор наступила пора забвения вплоть до наших дней, когда были найдены две довольно отличные друг от друга рукописи, подвергнутые транскрипции (в том числе с целью восполнить нехватку инструментов). Ряд ученых предполагает возможность участия в сочинении оперы Франческо Кавалли.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Одно из выдающихся произведений эпохи барокко. В связи с тем, что опера сохранилась лишь частично (например, отсутствуют оркестровые партии, обозначения голосов и др.), существуют различные редакции. В опере действуют также мифологические персонажи (Венера, Фортуна, Амур и др., вмешивающиеся по ходу действия в интригу). Партию Нерона часто исполняет сопрано, Оттона — контратенор. Интерес к опере в последнее время возрос. Отметим постановки 1963 в Венской опере (ред. Э. Краака, дир. Караян), 1967 в Цюрихе (реж. Поннель, дир. Арнонкур). Среди постановок последних лет спектакль 1993 на Зальцбургском фестивале (в гл. партиях Макнейр, Лангридж, Й. Ковальски). В 1998 поставлена в Московском камерном музыкальном театре.

Дискография: CD — Teldec. Дир. Арнонкур, Поппея (Донат), Нерон (Сёдерстрём), Октавия (Берберян), Оттон (Эсвуд), Сенека (Луччарди), Друзилла (Хансман) — Decca. Дир. Арнонкур, Поппея (Якар), Нерон (Таппи), Октавия (Т. Шмидт), Оттон (Эсвуд), Друзилла (Перри).

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама