Полонез

франц. polonaise, от polonais — польский

Польский танец. Развивался на основе нар. танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. быту П. был яетырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, к-рые открывались медленным, "пешим" (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ; сопровождался небольшим инстр. ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. фигура П. На её основе построены мн. П. польских композиторов, а также П., к-рым открывается 2-й акт оперы "Иван Сусанин". А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи "Пан Тадеуш" поэтично описал П. как нац. "танец-шествие", создав романтич. образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии "Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского".

image

П. сыграл огромную роль в формировании нац. черт польской проф. музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в к-рой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев; в опере "Лешек Белый" (1809) такая часть обозначена "Alla polacca". В этой же опере встречается и ария-П., в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) так же именуются вок. квартет и каватина Анны. Определение "Tempo di Polacca" применено и в операх "Шарлатан, или Воскрешение мёртвых" (1813) и "Награда" (1815) Курпиньского и в др. оперных, а также инстр. произв. предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. композиторов, написанные в характере П., т. е. с присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. полонезы Эльснера на темы из "Лодоиски" Крейцера и "Водовоза" Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них - полонез B-dur - не сохранился). Выходя за рамки торжеств. шествия, П. постепенно приобретал элегич. черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.

Огиньский в "Письмах о музыке" называл эти пьесы "Полонезами не для танца". Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. вершиной развития П. остаются произв. Шопена, к-рые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. от танца к романтич. поэме. К жанру П. обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. писали и композиторы др. стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. сонаты D-dur, K.-V. 284). "Блестящие П." для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. композиторы, начиная с предшественников М. И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с к-рым рус. общественность познакомилась уже в кон. 18 в.; в частности, в России получили известность инстр. и хор. полонезы Ю. Козловского; один из них - "Гром победы раздавайся..." (упоминаемый А. С. Пушкиным в "Дубровском") нек-рое время исполнялся в качестве офиц. рус. гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх рус. композиторов ("Иван Сусанин", "Евгений Онегин"; "Пан воевода" Римского-Корсакова). Широко известен фп. полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. писал А. К. Лядов.

Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72.

И. Ф. Бэлза

реклама

вам может быть интересно

Аккорд Термины и понятия
Messa di voce Термины и понятия

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Тесситура Термины и понятия
Октет Термины и понятия
Бирманская музыка Национальные культуры
Dies irae, диес ире Церковная музыка
Ноктюрн Музыкальные жанры
Революционная песня Музыкальные жанры
Рубоб Музыкальные инструменты
Граммофонная пластинка Музыкальные инструменты
Барселона Города

Реклама



Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 7559
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть