Pizzicato, пиццикaто

Категории словаря

итал., от pizzicare — щипать

Приём исполнения на струн. смычковых инструментах. Состоит в том, что звук извлекается ие ведением смычка, а защипыванием струны пальцем правой руки, как на гитаре, арфе и др. струн. щипковых инструментах. Возвращение к прежнему обычному способу исполнения обозначается в нотах термином аrсо (итал., смычок) или col аrсо (итал., смычком). Р. могут исполняться как отдельные звуки, так и двойные ноты. На скрипке и альте звуки, извлекаемые Р., очень сухи и быстро затухают, более полнозвучны и продолжительны они на виолончели и контрабасе. Как правило, Р. используется при извлечении только звуков коротких длительностей. Ранее всего Р. применено, по-видимому, в драм. мадригале "Поединок Танкреда и Клоринды" ("Combattimento di Tancredi e Clorinda") Монтеверди (1624). Скрипачи-виртуозы 19 в. ввели особый тип Р., исполняемого только левой рукой. Это позволяет быстро чередовать звуки Р. и аrсо; такое Р. придаёт звукам несколько шипящий тембр. Н. Паганини применил исполнение Р. левой рукой одновременно с извлечением звуков смычком, что создало эффект "дуэтного" звучания ("Дуэт Паганини для скрипки соло" - "Duo de Paganini pour le violon seul", ок. 1806-08). Этот приём использовался позднее и др. композиторами ("Цыганские напевы" Сарасате). Известен ряд оркестровых пьес, в к-рых партии струн. инструментов исполняются только или в значит. части Р. В их числе - "Полька pizzicato" Йог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса, Р. из балета "Сильвия" Делиба, в рус. музыке - 3-я часть 4-й симфонии Чайковского, Р. из балета "Раймонда" Глазунова.

реклама

вам может быть интересно

Revoltade, револьтад Балет и танец
Plie, плие Балет и танец

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Цветной слух Термины и понятия
Львов Города
Брюссель Города
Слух музыкальный Термины и понятия
Экоссез (экосез) Балет и танец
Редакция Термины и понятия
Лютня Музыкальные инструменты
Унисон Термины и понятия
Дивертисмент Музыкальные жанры
Чембало Музыкальные инструменты

Реклама