Певческие праздники

Певческие праздники (праздники песен) - в СССР традиц. массовые выступления самодеят. и проф. хор. коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого обществ. или политич. события. Программа П. п. обычно рассчитана на неск. дней и включает произв. хор. классики и совр. композиторов, песни и обработки нар. песен. Кроме хоров, в П. п. принимают участие симф. и дух. оркестры, оркестры нар. инструментов, танц. коллективы и солисты. П. п. бывают городские, районные, областные и республиканские. Наибольшего размаха П. п. достигли в Прибалтике, где они систематически проводятся со 2-й пол. 19 в.; начиная с 1950 респ. массовые смотры проходят каждые 5 лет (в них участвуют лучшие коллективы республики). Наряду с выступлениями хоров, регулярно проводятся смотры массового нар. танца.

В Эстонии 1-й (всеобщий) П. п. состоялся в 1869 в Тарту, в парке Рессурзи. В нём приняли участие 46 муж. хоров (789 чел.) и 5 дух. оркестров (56 чел.). Дирижировали И. В. Янсен, А. Кунилейд и Д. О. Виркхаус. На этом П. п. заложена традиция соревнования хоров (в нём участвовали 22 хора - 1-ю пр. и золотой диплом завоевал хор об-ва "Эстония"). 2-й (1879, Тарту), 3-й (1880, Таллин), 4-й и 5-й (1891 и 1894, Тарту) П. п. отличались ещё большим масштабом. Начиная с 6-го (1896) П. п. проводятся в Таллине. В числе участников 7-го П. п. (1910)- смешанные хоры (7150 чел.), муж. хоры (1860 чел.); 1350 музыкантов входило в состав дух. оркестров. На этом П. п. впервые выступили детские хоры (1740 чел.). Среди участников были эст. хоры из Петербурга и Кронштадта. Первые П. п. в Эстонии имели большое значение для развития проф. музыки и превратились в своеобразные смотры достижений нац. культуры. С целью активизировать муз. деятельность эстонцев, проживающих в др. районах России, Петерб. эст. просветит. об-во организовало в 1912 в Нарве Эст. всероссийский П. п., в к-ром приняли участие ок. 5000 певцов. В 1914 в Сухуми провели П. п. эстонцы, проживающие на территории Крыма и Кавказа. 8-й (1923), 9-й (1928), 10-й (1933) и 11-й (1938, впервые участвовали жен. хоры) П. п. проводились во время бурж. режима. С 1928 эст. П. п. проходят на Певческом поле в Кадриорге (Таллин).

Особенно широкий размах П. п. получили после восстановления в Эстонии Сов. власти. Значительно увеличилось количество участников (в 1947 на 12-м П. п. - 28 080 чел.), повысился художеств. уровень исполнительства. В программах наряду с эстонскими звучали песни народов др. республик. Начиная с 12-го П. п. их организацией и проведением руководит гл. дирижёр П. п. - Г. Г. Эрнесакс. С 13-го (1950; 30 700 участников) П. п. приурочиваются к празднованию годовщины Сов. Эстонии. К 15-му П. п. (1960) на Певческом поле была построена уникальная сцена (арх. А. Котли), вмещающая 30 000 чел.; в этом празднике впервые приняли участие хоры мальчиков. 17-м (1969), юбилейным, было отмечено 100-летие П. п. в Эстонии. Сводными симф. оркестрами (372 чел.) дирижировал Н. Ярви. Среди дирижёров эст. П. п.- Ю. Варисте, Л. Берлин, Т. Веттик, Л. Вигла, X. Каль-юсте, Ю. Кяэрамеэс, К. Лейнус, Р. Ритсинг, Ю. Симм. По инициативе студентов и педагогов Тартуского ун-та с 1956 проводятся П. п. студентов с участием представителей от РСФСР, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и др. республик (1958, Рига; 1967, Тарту; 1968, Вильнюс; 1971, Рига и Огре; 1974, Тарту). С 1962 через каждые 5 лет проходят респ. П. п. школьников, посв. годовщине пионерской организации СССР (в 1972 в Таллине состоялся респ. праздник песни и танца школьников Эстонии, посв. также и 50-летию образования СССР).

В Латвии 1-й П. п. (всеобщий) был проведён в 1873 в Риге; в нём приняли участие 45 хоров (1003 чел.) и дух. оркестр (16 музыкантов). Среди хоров преобладали мужские. Программа П. п. состояла из духовного концерта в Домском соборе и праздничного - в Царском саду (ныне сад "Виестура"). На этом празднике зародилась одна из традиций всех последующих П. п. - "война песен" (состязание хоров). Дальнейшие П. п. стали стимулом в развитии проф. муз. творчества и свидетельствовали о непрерывном росте латв. хор. культуры. Для 2-го П. п. (1880) по проекту арх. Я. Бауманиса было возведено спец. сооружение, вмещающее одноврем. 2000 певцов и 12 000 слушателей. Начиная с 3-го П. п. (1888) в программу стали включаться новые симф. и вок.-симф. произв. латв. композиторов. 4-й П. п. (1895) состоялся в Елгаве; 5-й предполагалось провести в 1904, но из-за рус.-япон. войны этот П. п. прошёл лишь летом 1910. 6-й (1926), 7-й (1931), 8-й (1933), 9-й (1938) П. п. были проведены в период бурж. режима.

В полной мере всенародный и демократич. характер П. п. получили после восстановления в Латвии Сов. власти. 1-й сов. П. п. состоялся в 1948; в нём участвовало более 20 000 певцов. На этом П. п. звучали и детские голоса, а также установилась новая для латв. праздников традиция - участие танц. коллективов. Исполненная на празднике песня П. Барисона на сл. А. Скалбе "День большой настал для песни" стала впоследствии муз. эмблемой П. п. Сов. Латвии. С 1955 П. п. проходят на специально построенной эстраде (вмещает 10 000 исполнителей) в Межапарке, на берегу живописного оз. Кишэзерс. 7-й сов. П. п. (1973) был приурочен к 100-летию 1-го латв. праздника. В эти дни в саду "Виестура" состоялось открытие мемориального ансамбля (бронзовые барельефы семи композиторов, с именами к-рых неразрывно связаны история П. п. в Латвии и становление нац. муз. культуры, - Я. Цимзе, А. Юрьян, В. Витол, Э. Дарзинь, Э. Мелнгайлис, А. Калнинь, Б. Барисон). Скульптурный ансамбль выполнен лауреатом Ленинской пр. Л. В. Буковским и гл. художником Риги Г. Бауманисом. С 1960 устраиваются спец. П. п. школьников. Среди дирижёров латв. П. п. - Э. и Л. Вигнеры, Д. Гайлис, П. Иозуус, И. и Г. Кокар, Т. Калнинь, Е. Мединь, X. Меднис, Э. Мелнгайлис, Я. Озолинь, Т. Рейтер, А. Юрьян.

В Литве 1-й (всеобщий) П. п. был проведён в 1924. В нём приняли участие 77 хоров (ок. 3000 чел.) и сводный дух. оркестр (120 музыкантов). Дирижировали Ю. Науялис, С. Шимкус, Ю. Штарка. Первые 3 литов. П. п. (2-й - 1928; 3-й - 1930) проходили в Каунасе (было проведено также неск. районных П. п.). В 1946 в Вильнюсе состоялся 1-й П. п. Сов. Литвы; в нём участвовало 188 хоров (12 231 чел.). 2-й праздник песни и танца (1950) был приурочен к 10-летию Сов. Литвы и отличался ещё большей массовостью (24 000 певцов, более 1000 танцоров, дух. оркестр и ансамбли литов. нар. инструментов - скудучяй). На этом П. п. выступили 7-тысячный сводный детский хор и 15-тысячный жен. хор a cappella. На 4-м П. п. (1960) массовый хор состоял из 18 571 чел. В празднике приняли участие детские хоры, танцоры, дух. оркестры, сельская инстр. капелла (827 чел.). Наряду с литовскими звучали рус, белорус, латв., польские нар. песни, исполнялись танцы разных народов. К этому П. п. была сооружена спец. певческая эстрада. На 5-м П. п. (1965) принимали участие смешанный хор (18 000 певцов), 6230 танцоров, объединённый дух. оркестр (1400 чел.) и др. муз. коллективы. В 1975 на 6-м П. п. состоялся концерт нар. ансамблей песни и танца (св. 10 000 чел.) с участием рус, белорус. и польских самодеят. коллективов. В 1963 проведён слёт муж. хоров, а в 1964 состоялся 1-й респ. П. п. школьной молодёжи, в к-ром участвовали 15 000 певцов, 5000 танцоров, 250 музыкантов симфонического оркестра, 1050 исполнителей ансамбля скудучяй и ок. 400 аккордеонистов. Среди дирижёров литов. П. п.- К. Кавецкас, Я. Швядас, Б. Дварионас.

Начиная с 1956 проводятся межреспубликанские праздники молодёжи Сов. Прибалтики.

Широкое распространение получили П. п. после 1946 и в др. республиках СССР, в т. ч. Укр. ССР, республиках Ср. Азии и Закавказья (массовые празднества состоялись в Самарканде, Фергане, Термезе, Андижане, в городе узб. нефтяников Ленинске, Нукусе) и др.

С 1960 П. п. ежегодно проводятся в Москве. Открытие 1-го моск. П. п. (12 июня 1960) состоялось у здания Моск. консерватории. В состав сводного хора вошли певцы хора Всесоюзного радио, Респ. рус. хор. капеллы и Моск. хора. Под рук. А. В. Свешникова хор исполнил "Песню о Ленине" Холминова, "Патриотическую песнь" Глинки, "Торжественный марш" Чайковского. В этот же час на 40 эстр. площадках города звучали песни о Ленине, Родине, Москве. В празднике приняли участие более 100 самодеят. коллективов, а также хор и оркестр Большого т-ра СССР, солисты Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, артисты Моск. т-ра оперетты, сводный хор (из 80 хоров) под упр. К. Б. Птицы, известные сов. композиторы А. П. Долуханян, А. Н. Пахмутова, С. С. Туликов, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин и др.

П. п. играют огромную роль в развитии муз. культуры сов. народа. С ними связано рождение новых хор. и танц. коллективов, создание значит. хор. произв. П. п. способствуют творч. и обществ. активности сов. композиторов, приобщению к муз. иск-ву широких нар. масс.

Литература: Энгель Ю., Всеобщий эстонский певческий праздник, "Русские ведомости", 1910, 22 июня; Кумпене З., Праздник песни литовского народа, "СМ", 1946, No 11; Пятс Р., Об эстонской хоровой культуре и роли школьных хоров на XII Республиканском певческом празднике, там же, 1948, No 5; Мартынов И., Праздник песни Советской Латвии, там же, No6; Колосов A., Праздник песни в Литве, там же, 1950, No 10; Кукаретин В., Праздник песни в Узбекистане, "Клуб", 1953, No 8; Грошева Е., Советская Эстония поет..., "СМ", 1955, No 10; Яковлев М., Симфония, которую написал народ, "МЖ", 1969, No 17; его же, "День большой настал для песни". Рига: Песенному празднику 100 лет, "МЖ", 1973, No 18; Прибалтика празднует, "CM", 1970, No 10, с. 146-49; Праздник песни Советской Латвии, посвященный 50-летию СССР и 100-летию Праздника песни, Рига, 1973; Справочник праздника песни и народного танца Эстонской ССР 1975 года, (пер. с эст.), Тал., 1975; Medins К., Latviesu dziesmu svetki, Riga, 1955; Tamarkin A. (сост.), Lauluga Lдbi aegade, Tallinn, 1965; Vahter А. (сост.), Eesti muusika, kd. 1-2, Tallinn, 1968-75; Rо1dmдe R., Esimene Eesti ьildlaulupidu. 1869, Tallinn, 1969.

M. Д. Кацева

реклама

вам может быть интересно

Двойной контрапункт Термины и понятия
Полиладовость Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Псалтирь Церковная музыка
Тетрахорд Термины и понятия
Ереван Города
Сценарий Термины и понятия
A ballata, a баллата Термины и понятия
Effacee, эффасе Балет и танец
Музыкальные инструменты Термины и понятия
Пластика Балет и танец
En dehors, ан деор Балет и танец
Финская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

опера, вокал, пение

просмотры: 3844
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть