Переменные функции

Категории словаря

Переменные функции (вторичные, местные функции) — ладовые функции, "противоречащие основной ладовой установке" (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития муз. произв. тоны лада (в т. ч. и осн. тоны аккордов) вступают в многообразные и сложные отношения друг с другом и с общим тональным центром. При этом всякое квартово-квинтовое соотношение тонов, удалённых от центра, порождает местную ладовую ячейку, где связи тонов имитируют тонико-доминантовые (или тонико-субдоминантовые) связи осн. ладовой ячейки. Оставаясь подчинённым общему тональному центру, каждый из тонов может временно принимать на себя функцию местной тоники, а лежащий квинтой выше его - соответственно доминанты. Возникает цепочка побочных ладовых ячеек, в к-рых реализуются противоречащие осн. ладовой установке тяготения. Элементы этих ячеек выполняют П. ф. Так, в C-dur тон с имеет осн. устойчивую ладовую функцию (прима тоники), но в процессе гармонич. смен может стать и местной (переменной) субдоминантой (для тоники g), и местной доминантой (для переменной тоники f). Возникновение местной функции аккорда способно оказать влияние на его мелодич. фигурацию. Общий принцип П. ф.:

Все местные опоры (на схеме - Т) Ю. Н. Тюлин называет побочными тониками; тяготеющие к ним П. ф. (на схеме - D) - соответственно побочными доминантами, распространяя это понятие и на диатонич. аккорды. Неустойчивые П. ф. могут быть не только доминантовыми, но и субдоминантовыми. В результате все тоны диатонич. квинтового ряда образуют полные (S - T - D) ладовые ячейки, кроме краевых тонов (в C-dur f и h), т. к. уменьшенно-квинтовое соотношение лишь при нек-рых условиях уподобляется чисто-квинтовому. Полную схему основных и П. ф. см. вверху колонки 241.

Помимо названных гармонич. П. ф., тем же способом образуется и мелодич. П. ф. При диатонич. вводных тонах усложнение и обогащение происходит за счёт

перемены значения тонов, прилегающих к данному сверху и снизу:

(напр., звук III ст. может стать вводным тоном ко II или IV). При альтерационных вводных тонах в систему главной тональности вносятся характерные элементы родственных тональностей:

Теория П. ф. расширяет и углубляет представление о связях аккордов и тональностей. В след. отрывке:

И. С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том I, прелюдия es-moll.

кульминационная неаполитанская гармония на основе переменности функций выполняет также местную функцию тоники Fes-dur. Это делает возможным привлечение в es-moll отсутствующего в данной тональности мелодич. хода ces-heses-as (в es-moll должно быть ces-b-as).

Побочная доминанта (ко II ст.) a-cis-e(-g) в C-dur с позиций теории П. ф. оказывается альтерационно-хроматич. вариантом чисто-диатонич. побочной доминанты (к той же ступени) а-с-е. Как переменно-функциональное усиление многоплановости гармонич. структуры трактуется происхождение полифункцио- нальности, полигармонии и политональности.

Истоки теории П. ф. восходят к 18 в. Ещё Ж. Ф. Рамо выдвинул идею "имитации каденции". Так, в типичном секвентном последовании VI - II - V - I первый двучлен, по Рамо, "имитирует" оборот V - I, т. е. каденцию. В последующее время Г. Шенкер предложил термин "тоникализация" нетонического аккорда, обозначив им тенденцию каждой из ступеней лада к превращению в тонику. М. Гауптман (а за ним и X. Риман) в анализе гармонич. каденции T - S - D - T усматривал стремление начальной T становиться доминантой для S. Невнимание Римана к функциональным процессам на ладовой периферии - существ. упущение функциональной теории, к-рое и вызвало необходимость теории П. ф. Эта теория была разработана Ю. Н. Тюлиным (1937). Аналогич. идеи высказывал и И. В. Способин (различение "центральных" и "местных" функций). Теория П. ф. Тюлина отражает психологич. особенности восприятия: "Оценка воспринимаемых явлений, в частности аккордов, все время изменяется в зависимости от создающегося контекста". В процессе развития постоянно происходит переоценка предыдущего по отношению к настоящему.

Литература: Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1, Л., 1937, М., 1966; Tюлин Ю. H., Pривано Н. Г., Теоретические основы гармонии, Л., 1956, М., 1965; их же, Учебник гармонии, М., 1959, М., 1964; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Мотет Музыкальные жанры
Цветной слух Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

София Города
Шотландская музыка Национальные культуры
Мелизмы Термины и понятия
Нидерландский балет Балет и танец
Дебюсси Клод Биографии
Бурлеска Музыкальные жанры
Тамтам (там-там) Музыкальные инструменты
Месса Музыкальные жанры
Бельгийский балет Балет и танец
Гобой Музыкальные инструменты

Реклама