Педализация

Педализация - один из важнейших элементов пианистич. иск-ва. П. служит не только для связывания звуков, выдерживания гармонии, усиления или ослабления звучания. Искусное применение разл. способов взятия и снятия правой педали (запаздывающая педаль, полупедаль, четвертная, вибрирующая или тремолирующая педали и др.), совместное или раздельное пользование обеими педалями, противопоставление педального и беспедального звучания и др. приёмы П. разнообразят колорит звучания, обогащают палитру выразит. и красочных оттенков, особенно важных при исп. произв. романтиков и импрессионистов. Эти тонкости П., связанные со стилем исполняемого соч. и характером музыки, зависят от умения и даже настроения исполнителя во время игры, а также от акустики зала и особенностей инструмента; поэтому тонкие детали художеств. П. невозможно предусмотреть и обозначить в нотах - они обусловливаются гл. обр. музыкальностью, слухом, чувством стиля, художеств. интуицией и вкусом интерпретатора, его технич. мастерством. Иск-вом П. особенно славились А. Г. Рубинштейн (он называл П. "душой фп."), Ф. Бузони, В. Гизекинг.

П. на арфе не составляет самостоят. проблемы исполнит. творчества, являсь обязат. элементом игры на этом инструменте.

Литература: Буховцев A., Руководство к употреблению фортепианной педали, М., 1886, 1904; Ляховицкая С., Вольман Б., Вступительная статья к нотному изданию: Майкапар С., Двадцать педальных прелюдий для фортепиано, М. - Л., 1964; Голубовская Н. И., Искусство педализации, М. - Л., 1967; Kцhler L., Systematische Lehrmethode fьr Clдvierspiel und Musik, Bd 1-2, Lpz., 1857-1858, 1882; его же, Der Clavier-Pedalzug, В., 1882; Schmitt H., Das Pedal des Claviers, W., 1875; Riemann H., Vergleichende theoretischpraktische Klavier-Schule, Hamb. - St. Petersburg, (1883), 1890; Lavignaс A. J., L'Ecole de la pйdale, P., 1889, 1927; Fa1сkenberg G., Les pйdales du piano, P., 1895; Rubinstein A., Leitfaden zum richtigen Gebrauch der Pianoforte-Pedalen, Lpz., 1896; Breithaupt R., Die natьrliche Klaviertechnik, Lpz., 1905, 1925 (pуc. пер. главы из кн. - Брейтгаупт Р., Педализация, (Од.), 1927); Riemann L., Das Wesen des Klavierklanges, Lpz., 1911; Воghen F., Appunti ed esempi per l'uso dei pedali del pianoforte, Mil., 1915, 1941; Кreutzer L., Das normale Klavierpedal, Lpz., 1915, 1928; Воwen I., Pedalling the modern pianoforte, (L., 1936); Leimer K., Rhythmik, Dynamik, Pedal, Mainz, 1938, 1965.

Г. М. Коган

реклама

вам может быть интересно

Армянская музыка Национальные культуры
Брно Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Флейта Пана Музыкальные инструменты
Раздельноречие Церковная музыка
Партия Термины и понятия
Датская музыка Национальные культуры
Лютня Музыкальные инструменты
Кадриль Музыкальные жанры
Ирландская музыка Национальные культуры
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка
Акустика музыкальная Термины и понятия
Двойной хор Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3581
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть