Арий Моисеевич Пазовский

Ariy Pazovsky

Арий Моисеевич Пазовский / Ariy Pazovsky

Советский дирижёр, Народный артист СССР (1940), лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1943). Пазовский сыграл огромную роль в развитии русского и советского музыкального театра. Его творческая жизнь — яркий пример беззаветного служения родному искусству. Пазовский был настоящим художником-новатором, он всегда оставался верным идеалам реалистического искусства.

Воспитанник Леопольда Ауэра, Пазовский начал свою артистическую карьеру как скрипач-виртуоз, выступая с концертами после окончания Петербургской консерватории в 1904 году. Однако уже в следующем году он сменил скрипку на дирижерскую палочку и поступил на должность хормейстера и помощника дирижера в оперный театр Екатеринбурга. С тех пор почти полвека его деятельность была связана с театральным искусством.

Еще до Октябрьской революции Пазовский возглавлял многие оперные труппы. В течение двух сезонов он был дирижером оперы С. Зимина в Москве (1908— 1910), а затем — Харьков, Одесса, Киев. Важное место в биографии музыканта занимает его последующая работа в Петроградском Народном доме. Здесь он много общался с Шаляпиным. «Творческие беседы с Шаляпиным, — замечал Пазовский, — глубокое изучение его искусства, взращенного русской народной песней и великими реалистическими традициями русской музыки, окончательно убедили меня в том, что никакая сценическая ситуация не должна мешать истинно прекрасному пению, т. е. музыке...»

В полную силу развернулось дарование Пазовского после Великого Октября. Он многое сделал для становления украинских оперных коллективов, был главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1936—1943), затем в течение пяти лет — художественным руководителем и главным дирижером Большого театра Союза ССР. (До этого он дирижировал спектаклями Большого театра в 1923—1924 и в 1925—1928 годах.)

Вот что говорит о Пазовском К. Кондрашин: «Если спросить, как можно выразить в двух словах творческое кредо Пазовского, то можно было бы ответить: высочайший профессионализм и требовательность к себе и другим. Общеизвестны истории о том, как Пазовский доводил артистов до изнеможения требованиями идеального «раза». А между тем, этим он достигал в конечном результате величайшей творческой свободы, так как технологические вопросы становились привычно легкими и не занимали внимания артиста. Пазовский любил и умел репетировать. Даже на сотой репетиции он находил слова для новых требований тембровых и психологических красок. И самым важным было то, что он обращался не к людям с инструментами в руках, а к художникам: все его указания всегда сопровождались эмоциональным обоснованием... Пазовский — воспитатель целой плеяды оперных певцов высшего класса. Преображенская, Нэлепп, Кашеварова, Яшугия, Фрейдков, Вербицкая и многие другие обязаны своим творческим становлением именно работе с ним... Каждый спектакль Пазовского можно было записывать на пленку, настолько совершенно было исполнение».

Да, спектакли Пазовского неизменно становились событием в художественной жизни страны. В центре его творческого внимания — русская классика: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка», «Мазепа»... Зачастую это были поистине образцовые постановки! Наряду с русской и зарубежной классикой Пазовский отдал немало сил и советской опере. Так, в 1937 году он поставил «Броненосца «Потемкина» О. Чишко, а в 1942 — «Емельяна Пугачева» М. Коваля.

Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей. Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался. В последние годы жизни Пазовский работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера. Книга замечательного мастера помогает новым поколениям музыкантов двигаться по пути реалистического искусства, которому всю жизнь был верен Пазовский.

Лит.: Пазовский А. Дирижер и певец. М. 1959; Записки дирижера. М., 1966.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.02.1887

Дата смерти

06.01.1953

Профессия

дирижёр

Страна

Россия, СССР

просмотры: 2964
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть