Павана

итал. pavana; испан. pavana; франц. pavane, pavenne; англ. pavan, paven, pavin), пaдована (итал. padovana, padoana)

Торжественный медленный танец, распространённый в 16 в. в Европе. Существуют 2 версии, по-разному истолковывающие происхождение П. Согласно одной, П. - исконно итал. танец, наименование к-рого связано с местом его возникновения - городом Падуя (итал. Padova, отсюда один из распространённых вариантов назв. - падована, padovana), на нек-рых диалектах звучащим как Пава, что послужило источником др. варианта назв. - павана. По др. версии, П. - танец испан. происхождения; в таком истолковании назв. "П." производят от лат. pavo - павлин и объясняют его этимологию важным и гордым характером танца (уже в 16 в. эти термины и понятия смешались в представлении музыкантов). Итал. падованой (в отличие от испан. паваны), по 2-й версии, является совсем другой, самостоят. танец - быстрый, в размерах 6/8 или 12/8 близкий гальярде, сальтарелло, пиве (образцы таких падован содержатся в лютневых табулатурах Д. Бьянчини, 1546, А. Ротта, 1546, и др.). Есть основания полагать, что термин "падована" употреблялся также в качестве слова, обозначающего родовое понятие - определ. тип танцев, объединяющий павану и её разновидность - пасса-меццо. Первые сохранившиеся образцы П. находятся в лютневой табулатуре Дж. А. Дальца, изданной Петруччи в Венеции в 1508. Уже в нач. 16 в. П. стала одним из самых популярных придв. танцев, вытеснив распространённый прежде бас-данс. Кроме итал. и испан. П., в 1-й трети 16 в. были известны П. французские (изд. П. Аттеньяном, 1529) и немецкие (Г. Юденкюниг, 1523). Большинство П. сочинялось в двудольном метре на 4/4, 4/2 (напр., у А. Кабесона), но среди ранних образцов встречаются и трёхдольные П. (напр., у Л. Милана, писавшего П. для виуэлы). Для музыки П. характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмич. структуры, преим. аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами.

П. - один из наиболее величественных танцев, его танцевали в плаще и при шпаге во время разл. торжеств. церемоний: при отбытии невесты в церковь, выходе князей, членов гор. управления и др.

Павана для харпсихорда (из издания П. Аттеньяна "Quatorze gaillardes, neuf pavanes...", 1529).

Характер П. столь серьёзен и возвышен, что испанцы Сальва и Тимонеда посвятили по одной из своих П. богоматери. П. в одном из хореографич. вариантов представляла собой плавное движение неск. пар, продолжавшееся до тех пор, пока все танцующие не сделают два или три круга (согласно др. варианту, П. танцевалась одиночными и двойными шагами вперёд и назад; существовал также более сложный вариант хореографии П., описанный Ф. Карозо в его "Il Ballarino", Венеция, 1581). В соответствии с характером исполнения танца муз. форма П. часто складывалась из 3 разделов (ABC), каждый из к-рых повторялся. Сохранились свидетельства о том, что муз. сопровождение П. исполнялось гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца.

Во 2-й пол. 16 в. танц. П. практически вышла из употребления; её сменил родственный танец пасса-меццо. Но вплоть до кон. 17 в. П. продолжала существовать как самостоят. инстр. пьеса (такие П. для лютни, инстр. ансамбля встречались и в 1-й пол. 16 в.). Нередко инструментальная П. объединялась в паре с гальярдой - быстрым трёхдольным танцем, а также с др. аналогич. танцами - сальтарелло, пивой, падованой (в вышеуказанном значении). Так возник один из ранних типов сюиты, а одноврем. и вариаций, т. к. в основе гальярды обычно лежал тематич. материал П. Инструментальная П. достигла расцвета в творчестве англ. вёрджинелистов У. Бёрда, О. Гиббонса, Дж. Дауленда, Дж. Булля и др. В 17 в. П. (обычно под назв. paduana) получает распространение в качестве вступит. части нем. сюиты (подобно тому, как прежде она была вступит. танцем на балу) - у В. Хаусмана, И. Штадена, Э. Видемана, С. Шейдта, И. Шейна и др. В 18 в. П. совершенно исчезла; в сюите она была заменена аллемандой, в итал. сонате da camera - "синфонией". Очень редко П. встречается в 19 в. (напр., в операх К. Сен-Санса "Этьенн Марсель", "Прозерпина"; см. также П. для хора с оркестром Г. Форе). Иногда к ней обращаются композиторы 20 в., напр. М. Равель ("П. на смерть инфанты" для фп., П. Спящей красавицы из сюиты "Моя матушка гусыня"). А. Берг вводит П. в сюиту из 1-й сцены 1-го д. оперы "Воццек", где она, как и остальные танцы, употреблена скорее по принципу несовместимости жанра и конкретной сценич. ситуации. Традиц. вид П. содержится в балете "Иов" англ. комп. Р. Воана-Уильямса. К первоначальному торжеств. характеру П. в наибольшей степени приближается С. С. Прокофьев в балете "Золушка" (см. 3-ю сюиту из этого балета, No 1).

Литература: Друскин М. С., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Псалмы Церковная музыка

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Бурре Музыкальные жанры
Флексатон Музыкальные инструменты
Ballotte, баллотте Балет и танец
Epaulement, эпольман Балет и танец
Переложение Термины и понятия
Рига Города
Варьете Термины и понятия
Звукоряд Термины и понятия
Эпилог Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 5541
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть