Пассамеццо

Пассамеццо (итал. passamezzo) - итал. танец 16 в. Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово "mezzo" к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. от нем. "Bass Mass", т.е. от танца, в к-ром главную роль играл басовый голос. Др. исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. pass'e mezzo - полтора шага).

После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности - "старинный" (antico) и "современный" (moderno):

image

В нек-рых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией.

П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни "La rocha e'l fuso", танц. тему "La battaglia" (пародия на известную "Battaglia" Жанеке-на) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из "старинных" П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и "современных" П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название "Wohltemperierte Laute".

Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в "Tratado de glosas" Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.

Литература: Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur ьberlieferten Tдnze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.); Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933; Reichert G., Der Passamezzo, в сб.: Gesellschaft fьr Musikforschung. Kongressbericht, Lьneburg, 1950.

Т. Л. Ляхова

реклама

вам может быть интересно

Кабардино-Балкарская музыка Национальные культуры
Поэма Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Форлана Музыкальные жанры
Пантомима Музыкальные жанры
Флексатон Музыкальные инструменты
Электромузыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Токката Музыкальные жанры
Характерный танец Балет и танец
Трилогия Термины и понятия
Ариетта Опера, вокал, пение
Ars nova, арс нова Течения в искусстве
Симфонический оркестр Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 2401
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть