Пассамеццо

Пассамеццо (итал. passamezzo) - итал. танец 16 в. Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово "mezzo" к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. от нем. "Bass Mass", т.е. от танца, в к-ром главную роль играл басовый голос. Др. исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. pass'e mezzo - полтора шага).

После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности - "старинный" (antico) и "современный" (moderno):

image

В нек-рых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией.

П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни "La rocha e'l fuso", танц. тему "La battaglia" (пародия на известную "Battaglia" Жанеке-на) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из "старинных" П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и "современных" П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название "Wohltemperierte Laute".

Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в "Tratado de glosas" Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.

Литература: Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur ьberlieferten Tдnze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.); Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933; Reichert G., Der Passamezzo, в сб.: Gesellschaft fьr Musikforschung. Kongressbericht, Lьneburg, 1950.

Т. Л. Ляхова

реклама

вам может быть интересно

Веймар Города
Творчество музыкальное Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Аффектов теория Термины и понятия
Классический танец Балет и танец
Диез Термины и понятия
Ritenuto, ритенуто Термины и понятия
Кабардино-Балкарская музыка Национальные культуры
Лезгинка Музыкальные жанры
Ансамбль в балете Балет и танец
Музыкальное воспитание Термины и понятия
Фиоритура Термины и понятия
Литавра Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

балет и танец

просмотры: 2218
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть