Партесное пение

от позднелат. partes — голоса, мн. ч. от лат. pars — часть, участие, в переносном смысле — хоровая партия

Стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. церк. певчих (1652), но практиковалось и раньше; просуществовало вплоть до последней четверти 18 в., получив распространение по всей России. Термины "П. п.", "партес", "портес" установились в 17 в., что подтверждается рядом историч. документов: "Да выбрати б вам из братии по портесу певцов добрых и красногласных" (грамота 18 ноября 1657); "Свободно убо творим вся прошения их, в грамоте сеи помяненная, в событие приводити... и пения, именуемого партесное" (грамота 1668). Певцы, исполнявшие партесные произв., наз. партесниками.

Тексты для произв. партесного стиля заимствовались из литургии, всенощной и др. служб; использовались и вполне светские тексты. Количество голосов в П. п. колеблется в широких пределах - от 3 до 12, в единичных случаях оно достигает 16, 24 и даже 48. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты.

Муз. теоретик последней четв. 17 в. Н. П. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. п.: "простоестественное" и "борительное или концертовое". В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором - переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич. тем, вызывающие разновременное пропевание текста.

Произв. с постоянным многоголосием обычно представляли собой 4-голосную обработку мелодий знаменного и др. распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. движением и наряду с аккордовыми тонами включал вспомогательные к ним и проходящие звуки. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора:

Произв. с постоянным многоголосием не ограничивались 4-голосным складом - создавались и 6-8-голосные и т.д. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения.

Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв. с переменным многоголосием, написанных, как правило, в форме свободных композиций. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. музыки, отд. попевкам знаменного и др. распевов. Большую роль играли и общие формы движения. При тематич. развитии использовались сложные системы имитаций, разнообразные комбинации сопоставлений полного хора и группы голосов (обычно двух или трёх).

Произв. с переменным многоголосием отличались широким применением структур сквозного развития, трёхчастной и рондообразной форм, использованием приёма повторения избранной характерной фразы текста (род припева) и мн. др. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы. Широкое распространение получила форма цикла "Службы божьей", "Всенощного бдения" и пр., сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство. В стиле, сменившем П. п., эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 - нач. 20 вв. в произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. композиторов.

Известны имена более пятидесяти укр. и рус. композиторов - создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творч. активностью, Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин, Николай Калашников, уставщик государевых певчих дьяков при Петре I Стефан Беляев. П. п. распространялось исключительно через копирование рукописей, к-рые сохранились в большом количестве и находятся в Гос. Историч. музее (Москва) и др. архивах. Это б.ч. комплекты хор. партий. Партитур мало, причём они ограничиваются сочинениями с постоянным многоголосием и небольшим числом голосов.

Произв. П. п. писались гл. обр. в C-dur, G-dur, F-dur и их параллелях, однако знаки альтерации обычно выставлялись не при ключе, а при соответствующих звуках (как случайные); они часто пропускались при переписке, что затрудняет восстановление подлинного нотного текста произведения и нередко приводит к ошибкам в публикациях. В нек-рых рукописях встречаются динамич. оттенки: "тихо" (piano) и "голосно" (forte). Обозначение темпа почти нигде не выставлялось, не выписывались и тактовые черты, но размер такта в произведениях с переменным многоголосием указывался.

В. Титов. Концерт в честь Полтавской победы.

До недавнего времени произв. П. п. не издавались, лишь в работах по истории музыки приводились их отд. отрывки. К числу новейших публикаций П. п. принадлежат сборники "Музыка на Полтавскую победу" (М., 1973), "Партесний концерт" (Кипв, 1976). Неск. произв. помещено в кн.: "Хрестоматiя украпнськоп дожовтневоп музики" (Кипв, 1970, 1974); "Похвала хозяину" - застольная песня петровского времени - в кн.: "Хрестоматия по русской хоровой литературе" (М., 1975).

Литература: Дилецкий H., Мусикийская грамматика, СПБ, 1910; Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища, М., 1895; его же, О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения, "РМГ", 1899, No3-5, 11-14; Преображенский A., Из первых лет партесного пения в Москве, "Музыкальный современник", 1915, No 3; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1, М., 1938; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Скребков С. С., Эволюция стиля в русской хоровой музыке, в сб.: Musica antiqua, I, Warsz., 1966; его же. Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII веков. Очерки, М., 1969; Герасимова-Персидская H. A., Характерные композиционные черты многоголосия партесных концертов XVII-XVIII ст., в сб.: Musica antiqua, II, Bydgoszcz, 1969; её же, Жанрово-стилiстичнi ознаки партесного концерту на Украпнi в XVII-XVIII ст., в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; её же, Народные истоки партесного концерта, в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Протопопов Вл., Про хорову багатоголосу композицию XVII - початку XVIII ст., та про Симеона Пекалицького, в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 6, Кипв, 1971; его же, Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора второй половины XVII - начала XVIII в., в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Музыка на Полтавскую победу. Составление, публикация, исследования, комментарии Вл. Протопопова, М., 1973 (Памятники русской музыкальной культуры, вып. 2); Владышевская Т. Ф., Партесный хоровой концерт в эпоху барокко, в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII века, М., 1975: Матерiали з icтopiп украпнськoп музики. Партесний концерт. Сост. и вступ. статья Н. А. Герасимовой-Персидской, Кипв, 1976.

Вл. В. Протопопов

реклама

вам может быть интересно

Фольклор музыкальный Термины и понятия
Кюй Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Пунктирный ритм Термины и понятия
Фагот Музыкальные инструменты
Тоника Термины и понятия
Нигерийская музыка Национальные культуры
Немецкая музыка Национальные культуры
Саксгорны Музыкальные инструменты
Речитатив Опера, вокал, пение
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) Музыкальные жанры
Нонаккорд Термины и понятия
Дутар Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

опера, вокал, пение, церковная музыка

просмотры: 10419
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть