Осетинская музыка

Нар. музыка осетин развивалась как иск-во устной традиции, представленное песнями, эпич. сказаниями, а также инстр. наигрышами. Древнейшие виды муз. фольклора сложились в пору общинно-родового строя, мн. из них сохранились до наших дней (в т.ч. песни о мифологич. божествах, отображающие языческие верования).

image
Песня о Таймуразе Кадзыреве. Запись от Гуриева из г. Орджоникидзе.

Осет. песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности: трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные причитания, "цоппай" - песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из нац. эпоса "Нарты"). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич. и эпич. сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при к-рой солист или солисты поочерёдно поют осн. мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоят. мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста - эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич. организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название - кадаг) исполняются сказителем соло под собств. аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом киссын-фандыре.

Осет. нар. музыка диатонична в основе, однако ладовая организация мн. песен сложна в силу того, что на протяжении песенной строфы происходит неоднократная смена ладовых устоев.

Среди нац. инструментов: струнно-щипковые - дыуадастанон (12-струнная арфа) и дала-фандыр; струнно-смычковый киссын- фан-дыр; духовые - уадындз (свирель), лалымуа-дындз (волынка), фи-диуаг (духовой инструмент из бычьего рога), единств. традиц. Удар. инструмент - карцганаг (трещотка), ныне используется и бубен. В сер. 19 в. широкую популярность в Осетии приобрела диатоническая клавишная гармоника - ирон кандзал-фандыр. Народные инструменты распространены как в традиционных формах, так и в реконструированных. Все они используются в сольной, ансамблевой и оркестровой исполнительской практике. Инструментальная музыка представлена преим. танц. наигрышами: массовый танец - симд; парные - хонга-кафт (кабардинка) и тымбыл-кафт (лезгинка); сольный танец - рог-кафт. Каждый танц. наигрыш носит название танца, который он сопровождает, иногда с добавлением названия местности, где он был создан. Инстр. наигрыши отличаются стабильностью метрики (2/4, реже 6/8), частым использованием синкоп и триолей, чёткостью композиц. структуры. Ритмич. вариантность повторов, секвенционность - осн. принципы мелодич. развития осет. нар. музыки.

Муз. жизнь дореволюц. Осетии была связана с самодеят. иск-вом, представители к-рого постоянно выступали на нар. празднествах. Популярностью пользовались нар. сказители, певцы и инструменталисты. Среди них - Бибо Дзугутов, Иналдыко Каллагов, Дабег Гатуев, Заурбек Туаев, Хасако Дзампаев, Гаха Сланов, Батчери Каргиев, Кайсын Мерденов. Известные совр. нар. сказители - Арсамаг Цопанов, Знаур Бидеев, Дрис Таутиев; певцы - Г. Плиев, Е. Дзедзаев, Д. Касабиев, Э. Кокоев; гармонисты - С. Ревазова, Б. Газданов и др.

Собирание и запись муз. фольклора были начаты в кон. 19 в. (С. И. Танеев, M. M. Ипполитов-Иванов, Д. И. Аракишвили), затем продолжены в кон. 20-х и особенно в 30-х гг. 20 в. П. Б. Мамуловым, В. И. Долидзе, Б. А. Галаевым, Т. Я. Кокойти, Е. А. Колесниковым. В 1948 опубликован сб. "Осетинский музыкальный фольклор", в 1964 - "Осетинские народные песни", собранные Б. А. Галаевым.

После Великой Oкт. социалистич. революции зарождается проф. муз. культура. В первые годы Сов. власти (1924-26) во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе) работала Горская нар. консерватория. С 1932 при Северо-Осетинском радиокомитете был создан оркестр нар. инструментов.

В 1920-е гг. появляются хор. обработки нар. героич. песен, сделанные П. Б. Мамуловым, оркестровые миниатюры В. И. Долидзе ("Осетинская лезгинка", "Танец приглашения" - "Хонга-кафт" и др.). В 1931 Долидзе начал работать над оперой "Замира" (не оконч.) на основе нар. легенд "Чермен" и "Замира".

В 1930-е гг. композиторы работали преим. в области мелких вок. форм иинстр. пьес. 2-я пол. 30-х гг. была ознаменована значит. событиями в культурной жизни республики. В 1935 был открыт первый нац. драм. т-р. В 1938 из числа лучших участников художеств. самодеятельности создаётся коллектив Сев.-Осет. ансамбля песни и танца, в 1939 - Сев.-Осет. отделение Союза сов. композиторов.

Бурный рост нац. муз. культуры начался после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг. Открылись муз. школы (св. 10), муз. уч-ще, муз.-пед. уч-ще. В 1944 создан Сев.-Осет. гос. симф. оркестр; в разные годы им руководили дирижёры В. Б. Дударова, В. В. Горшков, И. А. Аркин, П. А. Ядых. Важными событиями стали преобразование драм. т-ра в муз.-драм. (1958) и открытие в 1972 Муз. т-ра.

Выросла творч. активность осет. композиторов. Появилось множество произведений различных жанров, в т.ч. крупной формы. Впервые в истории осет. музыки созданы муз. комедии и оперы. В творчестве Д. С. Хаханова ведущее место занимают инстр. (скр. концерт, концерт для нац. гармоники с симф. оркестром, 2 симфонии), а также балетная музыка (по мотивам нац. легенд - балеты "Ацамаз и Агунда", "Хетаг"), музыка к спектаклям. Т. Я. Кокойти - автор первой осет. симфонии, фп. фантазии "Азау" и др., А. Я. Кокойти - автор симф. танцев (в т.ч. "Симды фаз"), рапсодии для скрипки с оркестром, камерных произв. и хоров. В творчестве X. С. Плиева главное место заняли массовые и эстр. песни и особенно муз. комедия; он автор оперетт "Весенняя песня", "Три друга", "Жених сбежал", оперы "Коста". Разносторонне творчество И. Г. Габараева - симф. поэма к 250-летию Ленинграда, симф. сюита "В горах Осетии", 3 рапсодии для оркестра, 2 симфонии, вок. циклы песен на стихи поэтов Азии и Африки, на стихи Р. Гамзатова, на стихи узников концлагеря Заксенхаузена и др. И. Г. Габараев - автор опер "Азау" (по мотивам новеллы С. Гадиева) и "Оллана" (по рассказу "Святой Ила с горы Тбау" В. Икскуля), вок.-симф. поэмы "Человеку" (на стихи Ш. Муасса). Успешно работают композиторы младшего поколения - Р. К. Цорионти, Т. Хосроев, Е. Кулаев, Ф. Алборов и др.

Значит. вклад в осет. проф. музыку внесли рус. композиторы Н. А. Карницкая, Е. А. Колесников, A. A. Поляниченко. В разные годы осет. муз. фольклор использовали рус. композиторы Н. Я. Мясковский (23-я симфония), В. К. Сорокин (оперетта "Непослушная дочь"), Б. М. Терентьев (оперетта "Камень счастья"), А. Н. Соколов-Камин (кантата на сл. К. Л. Хетагурова "Поёт народ", орк. сюита "В горах Осетии"), К. Я. Доминчен (муз. пьесы для оркестра нар. инструментов Сев.-Осет. радиовещания).

Среди осет. музыковедов - З. X. Туаева, К. Г. Цхурбаева, П. Ф. Панасян; хоровых дирижёров - З. А. Дзуццати, А. Т. Ачеев; певцов - засл. арт. РСФСР Т. А. Тогоева, Е. Кулаев, М. Католиева, нар. арт. Сев.-Осет. АССР Ф. С. Суанов, Д. Н. Белаонова, А. В. Хасиева, засл. арт. Сев.-Осет. АССР Ю. А. Бацазов, Н. В. Кокаева, В. К. Дзуцев, З. М. Калманова.

Большое значение для развития нац. муз. культуры имели Недели (1954, 1958) и Декада (1960) осетинской лит-ры и иск-ва в Москве. В Сев. Осетии работают (1978): Муз. т-р, Филармония (с 1945), симф. оркестр, ансамбль песни "Алан" (с 1966), Хоровое об-во (с 1959), уч-ще иск-в, муз.-пед. уч-ще (Орджоникидзе), 11 детских муз. школ.

Литература: Мамулов П. В., Осетинская народная музыка, "Изв. Осетинского НИИ краеведения", 1925, вып. 1; Осетинская народная песня, "Музыкальное образование", 1928, No 6; Аракчиев Д., Народное музыкальное творчество Юго-Осетии, "На рубеже Востока", 1929, No 1; Цхурбаева К., Северо-Осетинская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 247-62; её же, Некоторые особенности осетинской народной музыки, Орджоникидзе, 1959; её же, Творчество композиторов Осетии, Орджоникидзе, 1960; её же, Ритмический склад осетинских героических песен, "Изв. Юго-Осетинского НИИ", 1962; вып. 11; её же, Об осетинских героических песнях, Орджоникидзе, 1965; её же, О напевах осетинских нартовских сказаний, в кн.: Сказания о нартах - эпос народов Кавказа, М., 1969; её же, Северо-Осетинская АССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 4, М., 1973; Долидзе В. И., Осетинская народная музыка, "Изв. Северо-Осетинского НИИ", 1960, т. 22, вып. 2.

К. Г. Цхурбаева

реклама

вам может быть интересно

Ричеркар Музыкальные жанры
Лад Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Меломан Термины и понятия
Сопель Музыкальные инструменты
Экспериментальная музыка Термины и понятия
Тонадилья Музыкальные жанры
Чувашская музыка Национальные культуры
Пентатоника Термины и понятия
София Города
Pas saute, па соте Балет и танец
Брюссель Города

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 3500
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть