Юджин Орманди

Eugene Ormandy

Юджин Орманди
Юджин Орманди

Американский дирижёр венгерского происхождения. Имя этого дирижера неразрывно связано с историей одного из лучших симфонических оркестров мира — Филадельфийского. На протяжении трех с лишним десятилетий Орманди бессменно возглавляет этот коллектив — случай едва ли не беспрецедентный в практике мирового искусства. В тесном творческом общении с этим оркестром, по существу, сформировался и вырос талант дирижера, творческий облик которого и сегодня немыслим вне «филадельфийцев». Однако справедливо напомнить, что Орманди, как и большинство американских дирижеров его поколения, — выходец из Европы. Он родился и вырос в Будапеште; здесь в возрасте пяти лет поступил в Королевскую музыкальную академию и в девять лет начал концертировать как скрипач, одновременно занимаясь у Ене Хубаи. И все же Орманди был, пожалуй, едва ли не первым крупным дирижером, чей творческий путь начался в США. О том, как это произошло, сам дирижер рассказывает следующее:

«Я был неплохим скрипачом и давал много концертов после окончания Королевской академии в Будапеште (по классам композиции, контрапункта, фортепиано). В Вене меня услышал американский импресарио и пригласил в Нью-Йорк. Это было в декабре 1921 года. Я лишь потом узнал, что он вовсе не импресарио, но было уже поздно — я находился в Нью-Йорке. Меня слушали все крупные менеджеры, все соглашались, что я отличный скрипач, но мне нужна была реклама и хотя бы один концерт в «Карнеги-холл». Все это стоило денег, которых у меня не было, поэтому я поступил в Театральный симфонический оркестр на последний пульт, за которым просидел пять дней. Через пять дней счастье мне улыбнулось: меня сделали концертмейстером! Прошло восемь месяцев, и однажды дирижер, вовсе не зная, умею ли я вообще дирижировать, передал мне через сторожа, что мне придется дирижировать на следующем концерте. И я дирижировал, притом без партитуры... Мы исполняли Четвертую симфонию Чайковского. Меня тут же назначили четвертым дирижером. Так началась моя дирижерская карьера».

Последующие несколько лет были для Орманди годами совершенствования в новой для него области. Он посещал концерты Нью-йоркского филармонического оркестра, за пультом которого стояли тогда Менгельберг, Тосканини, Фуртвенглер, Клемперер, Клайбер и другие прославленные мастера. Постепенно молодой музыкант поднялся до должности второго дирижера оркестра, а в 1926 году стал художественным руководителем оркестра Радио — тогда довольно скромного коллектива. В 1931 году счастливое стечение обстоятельств помогло ему обратить на себя внимание: Артуро Тосканини не смог приехать из Европы на концерты с Филадельфийским оркестром, и после тщетных поисков замены руководство рискнуло пригласить молодого Орманди. Резонанс превзошел все ожидания, и ему тут же предложили пост главного дирижера в Миннеаполисе. Там Орманди проработал пять лет, выдвинувшись в число наиболее заметных дирижеров нового поколения. И в 1936 году, когда Стоковский покинул Филадельфийский оркестр, ни у кого уже не вызвало удивления, что Орманди стал его преемником. На столь ответственный пост его рекомендовали Рахманинов и Крейслер.

За десятилетия работы с Филадельфийским оркестром Орманди завоевал огромный авторитет во всем мире. Этому способствовали и его многочисленные гастроли на разных континентах, и необозримый репертуар, и совершенство руководимого им коллектива, и, наконец, контакты, связывающие дирижера со многими выдающимися музыкантами нашего времени. Тесные дружеские и творческие связи поддерживал Орманди с великим Рахманиновым, неоднократно выступавшим вместе с ним и его оркестром. Орманди был первым исполнителем Третьей симфонии Рахманинова и его же Симфонических танцев, посвященных автором Филадельфийскому оркестру. Неоднократно выступал Орманди и с советскими артистами, гастролировавшими в США за последние годы, — Э. Гилельсом, С. Рихтером, Д. Ойстрахом, М. Ростроповичем, Л. Коганом и другими. В 1956 году Орманди во главе Филадельфийского оркестра гастролировал в Москве, Ленинграде и Киеве. В обширных и разнообразных программах мастерство дирижера раскрылось со всей полнотой. Характеризуя его, советский коллега Орманди Л. Гинзбург писал: «Музыкант огромной эрудиции, Орманди поражает своими выдающимися профессиональными способностями, особенно памятью. Пять больших и сложных программ, включающих также и сложные современные произведения, он дирижировал на память, показав свободное и детальнейшее знание партитур. За тридцать дней пребывания в Советском Союзе Орманди провел двенадцать концертов — пример редкой профессиональной выдержки... Орманди не обладает ярко выраженным эстрадным обаянием. Характер его дирижирования прежде всего деловой; он почти не заботится о внешней, показной стороне, все его внимание поглощено контактом с оркестром и той музыкой, которую он исполняет. Обращает на себя внимание большая, чем мы привыкли, протяженность его программы. Дирижер смело сочетает произведения разных стилей и эпох: Бетховен и Шостакович, Гайдн и Прокофьев, Брамс и Дебюсси, Р. Штраус и Бетховен»...

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Виктор Гюго Писатели, теоретики

Публикации

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Верджил Томсон Композиторы
Патрик де Бана Танцовщики
Жан Батист Расин Писатели, теоретики
Эрнест Гиро Композиторы
Сэмюэл Барбер Композиторы
Пьер Лакотт Танцовщики
Курт Адлер Дирижёры

Реклама

Дата рождения

18.11.1899

Дата смерти

12.03.1985

Профессия

дирижёр

Страна

Венгрия, США

просмотры: 2812
добавлено: 07.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть