Александр Иванович Орлов

Alexander Orlov

Народный артист РСФСР (1945). Полувековой путь в искусстве... Трудно назвать имя композитора, произведения которого не входили бы в репертуар этого дирижера. С одинаковой профессиональной свободой стоял он за пультом и на оперной сцене и в концертном зале. В 30-е и 40-е годы имя Александра Ивановича Орлова чуть ли не ежедневно можно было услышать в передачах Всесоюзного радио.

В Москву Орлов приехал, уже пройдя большой путь профессионального музыканта. Он начал дирижерскую деятельность в 1902 году как выпускник Петербургской консерватории по классу скрипки Краснокутского и по классу теории А. Лядова и Н. Соловьева. После четырех лет работы в Кубанском войсковом симфоническом оркестре Орлов отправился в Берлин, где совершенствовался под руководством П. Юона, а по возвращении на родину работал и как симфонический дирижер (Одесса, Ялта, Ростов-на-Дону, Киев, Кисловодск и др.) и как театральный (оперное товарищество М. Максакова, опера С. Зимина и др.). В дальнейшем (1912—1917) он был постоянным дирижером оркестра С. Кусевицкого.

Новая страница в биографии дирижера связана с оперным театром Моссовета, где он трудился в первые годы революции. Орлов внес ценную лепту в культурное строительство молодой Советской страны; важное значение имела также его просветительская работа в красноармейских частях.

В Киеве (1925—1929) Орлов совмещал артистическую деятельность на посту главного дирижера Киевской оперы с педагогической в качестве профессора консерватории (среди его учеников — Н. Рахлин). Наконец, с 1930 года и до последних дней жизни Орлов — дирижер Всесоюзного радиокомитета. Коллективами радио под руководством Орлова были поставлены такие оперы, как «Фиделио» Бетховена, «Риенци» Вагнера, «Орестея» Танеева, «Виндзорские проказницы» Николаи, «Тарас Бульба» Лысенко, «Ожерелье мадонны» Вольф-Феррари и другие. Впервые под его управлением прозвучали по нашему радио Девятая симфония Бетховена, симфония «Ромео и Юлия» Берлиоза.

Орлов был великолепным ансамблистом. С ним охотно выступали все ведущие советские исполнители. Д. Ойстрах вспоминает: «Дело не только в том, что, выступая в концерте, когда за дирижерским пультом был А. И. Орлов, я мог всегда играть свободно, то есть мог быть уверен, что Орлов всегда быстро поймет мое творческое намерение. В работе с Орловым неизменно создавалась хорошая творческая, оптимистическая по своему духу атмосфера, которая поднимала исполнителей. Эту сторону, эту особенность в его работе следует считать наиболее важной».

Опытный мастер, обладавший широким творческим кругозором, Орлов был вдумчивым и терпеливым воспитателем оркестровых музыкантов, которые всегда верили его тонкому художественному вкусу и высокой артистической культуре.

Лит.: А. Тищенко. А. И. Орлов. «СМ», 1941, № 5; В. Кочетов. А. И. Орлов. «СМ», 1948, № 10.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Борис Йоффе Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Кен Рассел Театральные деятели
Тамара Рохо Танцовщики
Йорг Демус Пианисты
Курт Мазур Дирижёры

Реклама



Дата рождения

1873

Дата смерти

1948

Профессия

дирижёр

Страна

Россия, СССР

просмотры: 4134
добавлено: 07.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть