Александр Иванович Орлов

Alexander Orlov

Народный артист РСФСР (1945). Полувековой путь в искусстве... Трудно назвать имя композитора, произведения которого не входили бы в репертуар этого дирижера. С одинаковой профессиональной свободой стоял он за пультом и на оперной сцене и в концертном зале. В 30-е и 40-е годы имя Александра Ивановича Орлова чуть ли не ежедневно можно было услышать в передачах Всесоюзного радио.

В Москву Орлов приехал, уже пройдя большой путь профессионального музыканта. Он начал дирижерскую деятельность в 1902 году как выпускник Петербургской консерватории по классу скрипки Краснокутского и по классу теории А. Лядова и Н. Соловьева. После четырех лет работы в Кубанском войсковом симфоническом оркестре Орлов отправился в Берлин, где совершенствовался под руководством П. Юона, а по возвращении на родину работал и как симфонический дирижер (Одесса, Ялта, Ростов-на-Дону, Киев, Кисловодск и др.) и как театральный (оперное товарищество М. Максакова, опера С. Зимина и др.). В дальнейшем (1912—1917) он был постоянным дирижером оркестра С. Кусевицкого.

Новая страница в биографии дирижера связана с оперным театром Моссовета, где он трудился в первые годы революции. Орлов внес ценную лепту в культурное строительство молодой Советской страны; важное значение имела также его просветительская работа в красноармейских частях.

В Киеве (1925—1929) Орлов совмещал артистическую деятельность на посту главного дирижера Киевской оперы с педагогической в качестве профессора консерватории (среди его учеников — Н. Рахлин). Наконец, с 1930 года и до последних дней жизни Орлов — дирижер Всесоюзного радиокомитета. Коллективами радио под руководством Орлова были поставлены такие оперы, как «Фиделио» Бетховена, «Риенци» Вагнера, «Орестея» Танеева, «Виндзорские проказницы» Николаи, «Тарас Бульба» Лысенко, «Ожерелье мадонны» Вольф-Феррари и другие. Впервые под его управлением прозвучали по нашему радио Девятая симфония Бетховена, симфония «Ромео и Юлия» Берлиоза.

Орлов был великолепным ансамблистом. С ним охотно выступали все ведущие советские исполнители. Д. Ойстрах вспоминает: «Дело не только в том, что, выступая в концерте, когда за дирижерским пультом был А. И. Орлов, я мог всегда играть свободно, то есть мог быть уверен, что Орлов всегда быстро поймет мое творческое намерение. В работе с Орловым неизменно создавалась хорошая творческая, оптимистическая по своему духу атмосфера, которая поднимала исполнителей. Эту сторону, эту особенность в его работе следует считать наиболее важной».

Опытный мастер, обладавший широким творческим кругозором, Орлов был вдумчивым и терпеливым воспитателем оркестровых музыкантов, которые всегда верили его тонкому художественному вкусу и высокой артистической культуре.

Лит.: А. Тищенко. А. И. Орлов. «СМ», 1941, № 5; В. Кочетов. А. И. Орлов. «СМ», 1948, № 10.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Риккардо Дриго Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1873

Дата смерти

1948

Профессия

дирижёр

Страна

Россия, СССР

просмотры: 3327
добавлено: 07.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть