Бах. Кантата No. 21

Cantata BWV 21

Ich hatte viel Bekümmernis

Состав исполнителей: сопрано, тенор, бас, хор, оркестр, орган.

История создания

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)

Существует предположение, что первый вариант кантаты был написан в 1713 году. В декабре Бах принял участие в испытаниях на должность органиста и руководителя городского хора Веймара. Возможно, что именно там и был исполнен первоначальный вариант кантаты. Бах был утвержден в должности, но после долгих колебаний так ее и не принял. Быть может, все это было лишь тактическим ходом, направленным на то, чтобы герцог Веймарский, в капелле которого композитор служил с 1708 года органистом и камерным музыкантом, повысил его статус и, соответственно, жалование (ход этот увенчался успехом).

В 1714 году 29-летний Бах, уже завоевавший огромный авторитет, получил титул концертмейстера придворной капеллы герцога Вильгельма Эрнста Веймарского. Именно с этого времени основное место в его творчестве занимает жанр духовной кантаты. В его обязанности входит написание новой духовной кантаты к каждому четвертому воскресенью месяца. Начиная с марта 1714-го до конца 1717 года Бах написал приблизительно 35 таких кантат. Не все дошли до нашего времени. Одной из первых, сочиненных в Веймаре, стала кантата «Я много горя претерпел», созданная в основном на стихи любимого им поэта Саломо Франка (1659—1702), творчество которого сочетало черты мистики и живую поэзию природы. Как и в других сочинениях этого жанра, были использованы библейские тексты: отдельные строфы псалмов, Откровения Иоанна Богослова. В № 9 включена строфа из духовной песни Георга Ноймарка (1621—1681). Первое исполнение окончательного варианта кантаты, получившей позднее в полном каталоге баховских сочинений №21 состоялось 17 июня 1714 года под управлением автора.

Музыка

Кантата, состоящая из 11 номеров, делится на две части. Первая исполнялась до проповеди, вторая — после нее. Общий скорбный характер сближает ее с ранее написанной кантатой №106.

Первая часть открывается оркестровой симфонией, в которой пленяет трогательный диалог гобоя и скрипки. №2 — хор «Я много горя претерпел» (псалом 94,19) использует тему одной из органных фуг Баха и отличается возвышенно-скорбным характером. Ария сопрано «Вздохи, слезы, трепет, горе» (№3, текст Франка) — жалобная, основанная на интонации вздоха. В медленной, выразительной арии тенора «Ручьи соленых слез» (№5, текст Франка) при словах «буря и волны» сжато и ярко изображена буря. Заключает часть хор «Что печалит тебя, душа моя» (№6, псалом 41,12. Русский канонический текст: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?»). Во второй части драматическим характером выделяется дуэт сопрано и баса «Приди, мой Иисус, утешь меня» (№8, текст Франка). Прекрасный хор «Успокойся, душа моя» (№9, текст составлен из псалма 116,7 и строфы Ноймарка) знаменует перелом настроения от скорби к просветлению, успокоению. Завершает кантату хор «Агнец закланный» (№11, Откровение, 5,12 — 13) с радостными юбиляциями «Аллилуйя» в заключении.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Дебюсси. «Маски» Фортепианные
Дебюсси. «Море» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганн Себастьян Бах

Год создания

1714

Дата премьеры

17.06.1714

Жанр

вокально-симфонические

Страна

Германия

просмотры: 8882
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть