Оперетта Соловьёва-Седого «Самое заветное»

The most cherished

Композитор
Год создания
1951
Дата премьеры
02.10.1952
Жанр
Страна
СССР

Оперетта Василия Соловьёва-Седого в трёх действиях, четырёх картинах.
Либретто В. Масса и М. Червинского.

Первое представление состоялось 2 октября 1952 года в Москве.

Действующие лица:

Павел Куликов, комбайнер (тенор или баритон); Настя Макарова, студентка сельскохозяйственного института (сопрано); Елизавета Александровна Макарова, ее мать, вдова, председатель колхоза (сопрано); Тютюкин Василий Васильевич, заведующий почтовым отделением (тенор); Клякушев Кондратий Матвеевич, бывший колхозник; Зина Куликова, сестра Павла, колхозница из бригады Куликова; Евдокия Петровна Захарова, шофер-механик; Миша Горохов, студент института международных отношений; Вася Коротков, студент машиностроительного института (тенор); Игнатий Григорьевич, колхозник; Вера Завьялова, внучка Игнатия, врач; Иван Харитонович, портной; Никита, тракторист из бригады Куликова; Степан, штурвальный из бригады Куликова; Горохов, колхозник; Катя, девушка-колхозница; первая девушка; вторая девушка; третья девушка; колхозники, студенты.

Действие происходит в поселке Заветное в конце 40-х годов.

Василий Соловьёв-Седой (Vasily Solovyov-Sedoi)

Над опереттой «Самое заветное» Соловьев-Седой работал в течение 1949—1951 годов. Несмотря на некоторую надуманность конфликта между лирическими героями, либретто отличается жизненностью, теплотой и юмором в обрисовке персонажей, общим высоким литературным уровнем. На этой хорошей основе композитор создал выразительный музыкальный спектакль — оперетту-песню. В ней ярко проявились особенности его дарования: умение создать разнообразные, но всегда выразительные и запоминающиеся песенные мелодии — то лирические, то шутливые, кокетливые или иронические. Наряду с отдельными песенными номерами в оперетте встречаются и большие сквозные музыкальные сцены, насыщенные действием, разнохарактерные, такие, как открывающая спектакль («Вступление, песня девушек и сцена») или финалы актов. Музыкальный язык оперетты — органический синтез русской народной и современной (40-х годов) советской песенности.

Первое действие

Поселок Заветное воскресным утром. Справа — небольшой дом, в котором помещается почта. В глубине видны колхозные поля. Девушки поют обаятельную и лукавую песню о своей доле «Хороша ты, сторонка родная». Все ожидают приезда на каникулы студентов — детей, внуков, племянников, старших друзей. Волнуются и председатель колхоза Макарова, и колхозники Горохов, Игнатий Григорьевич, и, конечно, девушки и парни, в том числе лучший комбайнер колхоза Павел Куликов, влюбленный в Настю Макарову. Павел хочет сделать Насте подарок к свадьбе — завоевать первое место на уборке. Макарова предостерегает его: надо все продумать, составить четкий график и посоветоваться с Настей — ведь она закончила уже три курса института, а у Павла есть опыт, но знаний маловато. Павел переводит разговор на свои чувства к Насте. Об этом его дуэт с Макаровой «Сердце всегда нас тревожит».

После многих лет скитаний в поисках «хорошего места», во время которых он побывал и кондуктором, и официантом, и продавцом, и гардеробщиком, возвращается в родные края Клякушев. Его дуэт с заведующим почтой Тютюкиным «Когда друзья встречаются, им выпить разрешается» полон юмора. Старики уходят «вспрыснуть» встречу, а с другой стороны появляются окруженные родными и друзьями только что приехавшие студенты. Их степенно приветствуют члены правления. Развертывается большая музыкальная сцена: встреча Насти с матерью, затем приветствие Макаровой, обращенное ко всем студентам, встреча Насти с Павлом, разговор (хор) студентов со стариками, требующими у молодежи отчета о достигнутых успехах. Сцена переходит в бодрую, жизнерадостную общую песню «Все экзамены сданы».

Павел предлагает Насте тотчас же сыграть свадьбу. Их дуэт «Мне бы с тобой бы всю ночь бы мечтать бы» рисует его решительный, уверенный в себе характер, которому, любя жениха, подчиняется Настя. И она говорит матери, что, наверное, не вернется в институт, до окончания которого осталось два года: Павел не хочет ждать и, конечно, не собирается отпускать ее доучиваться после свадьбы. Макарова возмущенно говорит об эгоизме Павла. Масштабный финал первого действия объединяет в себе приветственный хор, обращенный к жениху и невесте, негодующие реплики матери, не дающей согласие на свадьбу, возражения Павла и Насти, увещевания старика Горохова.

Второе действие

Первая картина. Полевой стан. Павел объявляет о своей решимости поставить рекорд, но из самомнения, чтобы не терять авторитета перед невестой, не желает с нею советоваться. Даже когда Настя приносит ему график, над которым просидела всю ночь, он не хочет взглянуть и говорит с Настей только о любви. Второй дуэт Насти и Павла «Ждет, волнуясь, ждет, дожидается» отличается широкой, привольной мелодией в ритме баркаролы. Вбегает Зина: Павла вызывают на правление. Насте она рассказывает, что ее мать не верит в рекорд Павла: знаний ему не хватает, а он еще и курсы подготовки в институт бросил... Девушки грустят. Песня Насти и Зины «В небе звездочки не видно» выдержана в духе деревенских «страданий». Появляется Макарова с членами правления. Она твердо решила не рисковать с рекордом Павла и ставить на уборку два комбайна. Настя своим графиком доказывает ей, что уборка одним комбайном — Павла — вполне возможна. И когда приходит Павел, Елизавета Александровна дает согласие на его рекорд, говоря, что график ее убедил. Павел удивленно смотрит на папку. Он так и не понял, что только помощь Насти решила вопрос. Все уходят, оставив на полевом стане лишь мать с дочерью. Настя плачет, Макарова утешает ее. Ласково, задумчиво и задушевно звучит ее ария «Тебе я, доченька, любимая моя». Музыкальный финал картины — начало уборки урожая — открывается величавым распевом-обращением Макаровой «Вся земля в золотом уборе».

Вторая картина. Колхоз «Заветное» празднует день урожая. Звучит праздничный вальс, затем задорный хоровод, снова вальс и веселая общая пляска. Влюбленный в Зину Вася запевает обаятельную песню «Закурю-ка, что ли, папиросу я». А Настя грустит. Ее ария «Золотые дни промчатся мимо» полна любви и тоски.

Зина с Васей выясняют возникшие недоразумения. Их дуэт «По ночной Москве» весел и беззаботен.

Клякушев просит, чтобы его приняли в колхоз, но Макарова отказывает: когда-то его исключили за разбазаривание колхозного имущества, им не нужны такие люди. А если он нуждается в работе, что ж, их дому отдыха требуется сестра-хозяйка.

Приносят телефонограмму: Павел Куликов занял первое место в районе. Все его поздравляют, а он, говоря о своей любви, снова просит дать согласие на свадьбу. Но теперь сама Настя отказывает ему: она глубоко обижена отношением Павла к ее помощи. Бурным ансамблем заканчивается действие.

Третье действие

Колхозный дом отдыха. Студенты приезжают проститься с колхозниками. Павел думает только о размолвке с Настей. Его песня «Мыслью живу я одною» взволнованна и лирична. Клякушев, уверенный, что Евдокия Петровна его любит, ходит павлином, но Евдокия, оказывается, выходит замуж за Тютюкнна. Дуэт жениха и невесты «Наши с вами отношенья» полон теплого юмора.

Студенты собираются уезжать, но Павел их останавливает. Он все понял. Он будет ждать Настю столько, сколько понадобится.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Струнные квинтеты Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама