Оперетта Кабалевского «Весна поёт»

Song of Spring, Op. 58

Композитор
Дата премьеры
04.11.1957
Жанр
Страна
СССР

Оперетта Дмитрия Кабалевского в трёх действиях.
Либретто Ц. Солодаря.

Первое исполнение состоялось 4 ноября 1957 года в Москве.

Действующие лица:

Таня (сопрано), Сима (сопрано), Юрий (тенор), Борис (баритон) — молодые архитекторы; Федот Пахомович Куприянов, академик архитектуры (бас); Гурий Андреевич, его друг и ровесник, служитель архитектурного института (тенор); Семен Броневой, молодой журналист (баритон); Игнат Игнатович, сибирский старожил (бас); Варенька, его дочь, 20 лет (сопрано); Лолита Лепешкина, «стильная» девушка (сопрано); Магдалина Ерофеевна, молодящаяся дама обширной биографии (меццо-сопрано); Птичкин, работник районной номенклатуры (тенор); молодые архитекторы, новоселы сибирского городка.

Действие происходит в Подмосковье и в Сибири в 1956 и 1957 годах. Между первым и третьим актами проходит год.

Дмитрий Кабалевский (Dmitry Kabalevsky)

Оперетта «Весна поет» создана Кабалевским в 1957 году в содружестве с одним из постоянных либреттистов композитора Ц. Солодарем. Спектакль был приурочен к празднованию сорокалетия Великой Октябрьской социалистической революции. Оперетта посвящена молодежи, основным содержанием ее стала мысль: счастья не ищут, за счастье борются. Музыка оперетты полна весенней свежести, поэзии, обаяния молодости. В оперетте использованы арии, каскадные куплеты, дуэты, мелодрамы, хоры. Финалы актов — развернутые, с хоровыми и ансамблевыми эпизодами. Кабалевский уместно применяет интонации массовой песни в широком, приближающемся к оперному, замысле.

Первое действие

Майское утро в Подмосковье. Опушка березовой рощи у домика академика Куприянова. Вбегает Таня с большим букетом. Ее ария «Весна, весна» пленяет широким лирическим распевом. Появляется Сима. Ее песенка «Хоть, в частности, курнос мой бедный нос» задорна, но с оттенком затаенной печали. Девушки ищут Куприянова, которого хотят поздравить С юбилейным, тридцатым выпуском, но вместо академика появляется Гурий Андреевич и раскрывает тайну: Куприянова надо искать у пруда, где он в это время обычно удит рыбу. Сима срывается с места и через минуту возвращается во главе веселой гурьбы вчерашних студентов, которые тащат отчаянно упирающегося Куприянова. Весело звучит их хор в бодром маршевом ритме «Скамье студенческой скажем: прощай». Ария Куприянова «Когда из гнезда улетают орлята» отличается напевностью и благородством характера. Все уходят готовить чаепитие, кроме Симы, которую останавливает незаметно наблюдавший за происходившим Броневой. Сима рассказывает ему о Тане — самой талантливой из группы. Все едут в Сибирь, а Таню оставляют при институте, и это грозит ей разлукой с ее женихом Борисом, единственным близким ей человеком, так как Таня — круглая сирота, спасенная в 1941 году под Москвой каким-то солдатом. Дуэт Симы и Броневого «Я очень часто уезжаю» — вальс, подернутый дымкой грусти. Молодые люди уходят, появляется Таня и влюбленный в нее Юрий. Таня грустит: вчера на выпускном вечере все были с родными, а у нее — никого. Она помнит только песню о березке, которой убаюкивал ее солдат. Таня напевает задумчиво: «Бушевали вьюги и морозы». Последующая сцена Юрия и Тани — мечтательный вальс, на фоне которого Юрий вспоминает, как на первом студенческом вечере Таню назвали березкой. Ария Юрия «Моя березка», взволнованная и пылкая, посвящена его любви.

Появляются Магдалина Ерофеевна и Лолита. Лолита в «джазовой» песенке «Чтоб от жизни кусок свой урвать» излагает свои жизненные принципы. Потом она уходит искать Бориса, за которого намерена выйти замуж, а Магдалине Ерофеевне поручает узнать о способностях и перспективах Бориса.

Куприянов, еще в «рыболовном» наряде, и Гурий Андреевич, в новом костюме, выносят самовар. Куприянов уходит за угольками, а Магдалина Ерофеевна, решив по одежде, что академик — Гурий, подходит к нему с любезностями. Поняв, что «дамочке» что-то нужно от Куприянова, Гурий «берет огонь на себя». Магдалина Ерофеевна говорит, что взялась устроить брак Лолочки и Бориса. Дуэт ее с Гурием Андреевичем «Завираетесь вы, зарываетесь» выдержан в характере комических ансамблей. Гурий Андреевич уходит, появляется Куприянов с углями для самовара. Предприимчивая дама, приняв его за истопника, просит подслушать разговоры Тани и Бориса и в качестве аванса дает пять рублей. Оба уходят. В смятении вбегает Сима: кажется, ее настигла любовь с первого взгляда! А вот наконец и Борис, которого давно ждет Таня. Он просит Симу позвать невесту, но его уединение нарушает Лолита. В переданном ею пакете — направление на место работы для Бориса в Москве. А вечером она ждет его дома. В гостях у отца будет председатель жюри конкурса на лучший Дворец культуры в сибирском городе. Борис собирается участвовать в конкурсе под девизом «Любовь», и это знакомство ему будет полезно!

Лолита удаляется, вбегает Таня. Ее дуэт с Борисом «Поверь мне, что счастье смогу я найти только с тобой» — с бурной, страстной мелодией Бориса и нежной, хрупкой — Тани. В полном драматизма финале первого акта ансамбли и хор чередуются с сольными высказываниями. Таня хочет ехать с любимым в Сибирь, но Борис говорит, что сам остается в Москве, в распоряжении Лепешкина. Все возмущены. В Тане борются противоречивые чувства. Она верит, что ее любовь поможет Борису.

Второе действие

Сибирь, берег Енисея, палатки на месте будущего города. Откуда-то доносится задумчивая девичья песня «На реке на Енисее». Входит почтальон Варенька. Ее сразу окружают новоселы. Песня Вареньки с хором «По поселку, по поселку» — в духе народных припевок. Все убегают встречать московский самолет. Из палатки выходит Таня. Она — главный архитектор строящегося города. На фоне вальса из первого акта проходит ее разговор с Юрием, который хочет улететь на Алтай. Их дуэт «Я долго молчал» щедро напоен лирикой. Из Таниной палатки появляется академик Куприянов. Он знакомился с ее конкурсным проектом Дворца культуры и теперь хвалит ее за отличное решение. Все уходят, с прибывшего самолета сходит Борис, сопровождаемый Птичкиным. Птичкин, верно служащий Лепешкину, предлагает Борису воспользоваться тем, что здесь никого нет, и заглянуть в Танин проект. Они ведь конкуренты, а здесь все считают, что Таня победит на конкурсе! Борис с негодованием прогоняет его. Входит Таня. Ариозо Бориса «Я понял все, прости мою ошибку» полно наигранного пафоса. Таня не верит ему. Она уходит, а Борис замечает лежащий на столе проект. Он поражен его оригинальностью. Возникает тревожная мысль: «Если этот проект попадет на конкурс, мой провалится». Задумавшись, он не замечает Магдалины Ерофеевны, которая прилетела тем же самолетом. Служебное положение Лепешкина сильно пошатнулось, и он отрядил Магдалину последить за будущим зятем. Прибывшую встречает комендант поселка Игнат Игнатович, затем подходит Гурий Андреевич. Их трио «Я женщина с могучей биографией» — комическое, заканчивающееся танцем. Танцуя, они удаляются. Вздыхая, входит Сима. Сегодня она не получила письма от Броневого. Наверное, он разлюбил... Грустные размышления прерывает он сам: он прилетел тем же самолетом. В Москве им написан фельетон «Слова и дела Лепешкина». А сюда его привели Сима и... новая тема. Дуэт Симы и Броневого «Нам бабушки наши» отличается бодростью и задором. Молодых людей сменяет другая пара — Птичкин и Магдалина Ерофеевна. Звучат их куплеты «Приемов сильных у меня коллекция».

Веселой толпой входят новоселы. Таня представляет им нового земляка — Бориса. Песенка Тани, Симы и Вареньки «Палатка полотняная, дымящийся костер», сопровождаемая женским хором, напоминает веселые припевки.

Финал второго действия — шуточная процедура помолвки Тани и Бориса, их дуэт, терцет стариков — Куприянова, Гурия и Игната. Веселье прерывает Магдалина Ерофеевна, раскрывающая карты Бориса: весной, когда объявят, что он победитель конкурса, он женится на Лолите! Поникшая Таня слышит, как Игнат, думая о ней, напевает песню о березке, и бросается к нему: «Вы... В ту декабрьскую ночь». Обнявшись и продолжая напевать «Не согнули деревцо морозы», они медленно уходят. От улетающего самолета вернулся Юрий: он не может оставить Таню. Вновь звучит мелодия его признания. Он верит, что найдет ответ в душе Тани.

Третье действие

Снова перед домиком Куприянова. Здесь через год после выпуска собрались молодые архитекторы. Хор за сценой «Весенней ночью первый раз мы танцевали» — светлый, поэтичный вальс. Испуганно озираясь, входит Лолита, разыскивающая Бориса, за ней — Магдалина Ерофеевна. Она наметила себе Гурия, которого все еще принимает за академика Куприянова. Звучит каскадный дуэт «Хоть муж и жена — одна сатана». С криком «Кому шарики» появляется увешанный воздушными шарами Птичкин. Его уволили, его покровитель Лепешкин снят, остается торговать шариками... Иронически жалобны «трагические» куплеты Птичкина «Я прошу, на меня поглядите-ка».

Встречаются Сима и Броневой. Вновь поют они дуэт «Пусть бабушки наши». Наконец, входят все приехавшие, все собрались на встречу. Вальс, открывший третий акт, теперь звучит громко, утверждающе. Танцующие пары одна за другой скрываются, на сцене лишь Таня («Опять весна» — мелодия ее первой арии). Ее разыскивает Юрий. Он вновь признается ей в любви. Под доносящийся издали вальс они, танцуя, исчезают за деревьями. Прибегает Борис. Он бросается к вновь появившейся Тане, но девушка отвергает его — она поняла свою ошибку. Броневой приносит последние известия: на конкурсе победил проект под девизом «Березка» — Танин проект. Радостно звучит финал оперетты — секстет с хором «Быть молодыми всем нам велено».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама