Оперетта Гаджиева «Не прячь улыбку» («Кавказская племянница»)

Do not hide a smile

Оперетта Рауфа Гаджиева в двух действиях, пяти картинах.
Пьеса Вяч. Есьмана и К. Крикоряна.

Премьера состоялась в 1969 году в Москве.

Действующие лица:

Джаванширов, директор плодоовощного комбината; Нала, его дочь (сопрано); Ариф, Натаван и Буба (Джабар) — студенты-практиканты; Бебирли, брат Джаваншнрова; Биби-ханум, жена Бебирли; Атамов, отец Натаван; Рустамов, отец Арифа; студенты-практиканты и прохожие.

Действие происходит в Азербайджане в наши дни.

Рауф Солтан оглы Гаджиев / Rauf Hajiyev

Оперетта «Не прячь улыбку» — это легкая, шутливая музыкальная комедия, в которой большую роль играют комические недоразумения и невольные заблуждения действующих лиц. Ирония здесь вполне добродушна, а лирика светла и прозрачна. Центральный сатирический персонаж, плутоватый старик Бебирли, обрисован не без некоторой симпатии, хотя его жизненная позиция — стремление хорошо устроиться за чужой счет — терпит закономерное поражение и осуждается. Музыка оперетты не содержит развернутых номеров и сложных ансамблей. Ее основные формы — куплетная песенка и танец. Интонационные обороты и ритмы азербайджанского фольклора в сочетании с гармоническими и оркестровыми приемами современной эстрады и джаза придают этой музыке свежесть и обаяние,

В некоторых театрах оперетта «Не прячь улыбку» шла под названием «Кавказская племянница».

Первое действие

Первая картина. Вечерний Баку. Идет теплый летний дождь. На автобусной остановке под навесом прячется от дождя группа молодых людей. Здесь под звуки веселой ритмичной песенки о дожде происходит случайное знакомство Лалы и Арифа. Ариф предлагает девушке проводить ее, и та соглашается на небольшую вечернюю прогулку. Появляются Джаванширов и Бебирли. Издалека увидев Лалу с незнакомым молодым человеком, они обеспокоены. Бебирли считает: девушку надо немедленно увезти домой из Баку, где она учится. Лала и Ариф назначают друг другу свидание. Взволнованный Ариф выражает переполняющие его чувства в песне: «Лей, лей, лей, лей, стучи по лужам веселей».

Старик Бебирли симулирует сердечный приступ, чтобы увезти Лалу домой, в небольшой районный городок под Баку, где живет ее семья и где ее отец работает директором консервного завода.

Вторая картина. Консервный завод. Приехавшие на практику Натаван, Ариф и Буба возмущены тем, что на заводе никто ими не интересуется, и высказывают это директору Джаванширову. Едва отбившись от студентов, Джаванширов вынужден серьезно поговорить с Бебирли. Сменив много занятий, тот сейчас работает в заводском гараже и постоянно отлынивает от дела. Бебирли надеется на помощь брата. Работа в гараже ему не по сердцу. Он хотел бы стать ни много ни мало заместителем директора. Бебирли пришло письмо от старого друга, шофера из Баку, который между прочим сообщает, что на консервном заводе проходит практику сын его шефа. Бебирли слыхал, что шеф друга — министр. Значит, кто-то из студентов, с которыми только что воевал Джаванширов, — сын самого министра. Кто именно — неизвестно, так как прежнего министра перевели на другую работу, а о новом пока ничего не слышно. Джаванширов обеспокоен и поручает брату деликатно выведать, у кого из студентов отец — министр. Бебирли горд ответственным поручением и выражает эту гордость в куплетах. Их музыка носит танцевальный характер. Несмотря на преследующие его неудачи, честолюбивый старик полон радужных надежд. Он уверен: «Люди типа Бебирли... составляют соль земли».

Студенты, расставшись с Джаваншировым, выясняют личные взаимоотношения. Буба уже давно влюблен в Натаван, но девушка считает его чересчур легкомысленным, а потому проявляет напускную строгость и пытается «воспитывать» парня. Сцена переходит в дуэт «Я тружусь безаварийно». На пылкую мелодию Бубы Натаван отвечает темпераментной вальсовой песней. Чувствуется, что она тоже любит, но не желает в этом признаваться.

Улучив момент, когда Буба остается один, Бебирли начинает «разведку». Ничего не подозревающий Буба охотно рассказывает о своем отце: что тот «умеет жить», что рука у него железная, что на прием к нему записываются за два месяца, что с посетителей он сгоняет семь потов и спускает семь шкур. Профессия отца прямо не названа — на самом деле он косметолог-массажист, — но Бебирли не сомневается, что речь идет о министре. Старик Начинает обхаживать Бубу и для начала ведет его в закусочную.

Слышен тоскующий голос Арифа. В песне «Слышу тебя» юноша изливает грусть о потерянной им Лале, которая не явилась на свидание. Неожиданно появляется сама Лала. Влюбленные радостно бросаются друг к другу. Следует бурный, взволнованный дуэт «Я верил, что встреча должна повториться». Однако известие о том, что Лала — дочь директора комбината, приводит Арифа в смущение.

Тем временем Бебирли, успевший угостить Бубу и выслушать его жалобы на строптивость Натаван, уговаривает парня обратить внимание... на свою племянницу. У Бубы с Лалой происходит забавное объяснение. Буба говорит намеками, якобы от имени своего товарища, который без ума от Лалы. На самом деле он имеет в виду себя, но Лала думает, что речь идет об Арифе, и поощряет Бубу. Бебирли в восторге: через племянницу он породнится с сыном министра! «Это жених нашей Лалочки!» — представляет он Бубу подошедшей Биби-ханум.

Восторженные голоса Бебирли, Биби и Бубы сливаются в темпераментной застольной песне:

Пой веселей! Пой много раз!
Наша племянница — одна на весь Кавказ!

Третья картина. Бебирли с женой угощают «сына министра». Подвыпивший Буба вовсю хвастается могуществом своего отца.

Джаванширов, узнав о том, что дочь влюблена, поощряет ее, думая, что предметом ее любви стал «сын министра». Лала же полна мыслями об Арифе: лирическая песня «Я спросила у чинары» передает отхватившее ее чувство.

Натаван, разыскивая Бубу, приходит к дому Бебирли и узнает от Биби-ханум о предстоящей свадьбе Бубы... с Лалой. Потрясенная, она сообщает эту новость подошедшему Арифу. Дело запутывается. Лале сообщают, что ее жених — на самом деле жених Натаван. Решив, что говорят об Арифе, Лала негодует. В свою очередь Ариф поражен «вероломством» Лалы, а Буба начинает понимать, что, желая наказать Натаван, зашел слишком далеко. Все расстроены, и только спящему Бебирли снится головокружительная карьера родственника министра (комический балет).

Второе действие

Четвёртая картина. Ночь. Арифу и Натаван не спится. Они коротают время с Биби-ханум, которая работает ночным сторожем. Натаван кается, что была несправедлива к Бубе, и поет грустную песню об утраченной любви («Промчалось счастье мимо»). Неожиданно появляется ее отец, Атамов, прибывший на завод по служебным делам. Натаван с радостью узнает, что отцу утвердили ученую степень доктора наук. Услышав слово «доктор», Биби-ханум решает, что Атамов врач, и пристает к нему с жалобами на свое здоровье. Но Атамов по секрету сообщает Натаван, что приехал па завод знакомиться с положением дел, так как его назначают... новым министром.

Джаванширову тем временем дали знать, что к ним в район выехал министр «с каким-то странным полуофициальным визитом». Бебирли успокаивает брата, убежденный, что министр едет по вызову «сына» знакомиться с будущей невесткой. На всякий случай Джаванширов спешит в районный центр, а Бебирли поручает организовать встречу высокого гостя.

Пятая картина. Протрезвевший наутро Буба приносит свои извинения Лале и обещает примирить ее с Арифом, если та поможет ему вернуть расположение Натаван.

В ожидании министра Бебирли разворачивает кипучую деятельность: расстилает ковровую дорожку, вызывает оркестр и заодно вешает свой портрет на доску Почета. Разговорившись с «доктором» Атамовым, он простодушно хвастает своей предприимчивостью, сообщает, что намерен стать родственником министра. Атамов смущен: неужели Натаван от него что-то скрывает?

Раздается выстрел из ружья: Биби-ханум салютует приехавшему «министру». Оркестр играет приветственный марш. Человек, которого приняли за министра, на самом деле вызванный Арифом его отец, Рустамов. Ничего не подозревающий Бебирли торжественно ведет Рустамова па завод.

Натаван выясняет отношения с Лалой, а Буба с Арифом. У Арифа снова легко на душе: «Теперь мне стало просто все и ясно».

Жестокое разочарование ждет Бебирли. Человек, которому он устроил такую шикарную встречу, оказался вовсе не министром. Лала выйдет замуж... за сына повара. Старик ищет выход из неприятного положения и на всякий случай решает избавиться от Рустамова. Возвратившийся из района Джаванширов пока ничего не знает и, знакомясь с Рустамовым как с будущим родственником, уверен, что он-то и есть министр.

Буба просит прощения у Натаван и клянется ей в любви. Они поют веселый дуэт (на музыку куплетов Бубы из первого действия). Иной, более страстный и взволнованный характер носит дуэт Лалы и Арифа, между которыми тоже восстановлены доверие и любовь. Джаванширов, увидя, что дочь целуется с Арифом, приходит в изумление и негодование. Появившиеся Рустамов и Атамов окончательно рассеивают заблуждения директора. К счастью, министр остался удовлетворен осмотром завода. Не сдобровать бы злополучному Бебпрли, если бы не радостное настроение окружающих в связи с двумя предстоящими свадьбами. Звенят бокалы в честь Лалы и Арифа, в честь Натаван и Бубы. Звучит праздничная застольная «Эй, наливай, наливай».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Рауф Гаджиев

Год создания

1969

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 1078
добавлено: 14.08.2016



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть