Оперетта Эшпая «Нет меня счастливее» («Внимание, съёмка!»)

Nobody is happier than me

Оперетта Андрея Эшпая в трёх действиях с прологом и эпилогом.
Либретто В. Константинова и Б. Рацера.

Первое представление состоялось в августе 1968 года в Киеве на гастрольном спектакле Ленинградского театра музкомедии.

Действующие лица:

Вера Чернова, актриса кино; Володя и Сеня — студенты из Читы; Игорь Греков, режиссер; Марина, художница киногруппы; Ольга Сергеевна, директор гостиницы; Дудник, директор картины; Потанин; Петр, Василий, Григорий — бывшие фронтовики; дама с собачкой; Таня, официант, немецкий офицер и полицай — в наплыве; участники киногруппы, горничные в гостинице.

Действие происходит в Москве и на Черноморском побережье в наши дни.

Андрей Эшпай (Andrey Eshpay)

В этом сочинении есть некоторые черты, идущие от неовенской оперетты с ее установившимися амплуа. Здесь и герои-любовники с их традиционным конфликтом, доходящим до кульминации в финале второго акта, и вторая каскадная пара. Намечена и третья пара, однако значение героев этой пары далеко выходит за рамки типичных простака и комической старухи: Ольга Сергеевна несет в себе героическое начало, оказывается в прошлом партизанской разведчицей. Весь спектакль обрамляет песня фронтовиков, звучащая в прологе и эпилоге. Внутри действий есть система реминисценций, среди которых «Песня о мишке» — своего рода лейтмотив главной героини.

Первое действие

Пролог. Москва. Сквер у Большого театра. Здесь в День Победы по традиции собираются фронтовики. Задумчиво звучит их песня «Шинели сняли мы давно». К фронтовикам подходит молодая женщина. В ней узнают актрису Веру Чернову. Петр вспоминает песенку о плюшевом мишке, которую она пела в фильме «Девочка с Арбата», — светлую, задумчивую. Вера разыскивает женщину, по фамилии Соколова, служившую во время войны в медсанбате. Им необходимо встретиться: от этого зависит судьба Веры! И она начинает рассказывать...

*Первая картина. Вестибюль приморской гостиницы. Ольга Сергеевна вызывает по телефону горничных, чтобы подготовить номера к приезду московских артистов. В поисках своего приятеля и спутника Сени в гостиницу забредает Володя. Он очень обеспокоен: через несколько минут уходит автобус к их самолету, а Сеня вчера ушел за билетами, забрав с собой все деньги, и до сих пор не вернулся. Но вот является и растерянный Сеня. В дуэте «Вся жизнь случайностей полна» он рассказывает, что встретил очаровательную девушку и, вместо того чтобы ехать за билетами, повел ее в ресторан. «Тот день, что прожил я вчера, дороже тыщи дней. Мы, словно в сказке, до утра кружились в вальсе с ней...» И остались у Сени всего три рубля, так что к самолету можно не торопиться! Выход из положения он предлагает такой: киногруппе, в которой его любимая — художница, нужен грузчик. Пусть Володя наймется и заработает деньги на обратный путь. Володя с возмущением предлагает идти в грузчики самому виновнику происшедшего, но тот не может: он наплел о себе с три короба Марине и теперь должен «держать марку»!

В гостиницу входит Дудник. Его дуэт с Ольгой Сергеевной «Видите вы сами» носит каскадный характер. Дудник влюблен в Ольгу Сергеевну, но в гостиницу его привело важное дело. Одну из сцен фильма нужно снимать в ресторане. Директриса иронизирует: наверно, какой-нибудь веселенький пустячок из курортной жизни? Нет, это фильм из времен Великой Отечественной войны — о молодой разведчице, которая в ресторане попадает в засаду и гибнет. Сюжет — не вымысел. Он взят из опубликованного в газете очерка.

Девушки, служащие гостиницы, радостно встречают Игоря Грекова и Веру Чернову. Они одолевают актрису расспросами, и Вера вспоминает, что еще совсем недавно была такой же юной, наивной и полной любопытства. Дуэт Веры и Игоря «Вспомнить сегодня просто смешно» — мечтательный вальс, в который далее проникает мотив «плюшевого мишки».

Появляется Марина. Она радостно бросается навстречу подруге. Их дуэт, в котором Марина рассказывает о приключении с Сеней, — реминисценция музыки дуэта студентов.

Володя уже нанялся в грузчики. Он пренебрежительно разговаривает с девушками, и рассерженная Вера заключает с Мариной пари: скоро этот строптивый грузчик станет ходить за ней по пятам, умолять о свидании. Дуэттино Веры и Марины «Давай с тобой поспорим» — веселое, в ритме быстрого марша.

Второе действие

Вторая картина. Вечер на берегу моря. Володя ставит палатку, в которой живут они с Сеней, а тот, делая вид, что с Володей незнаком, воркует с Мариной. Их дуэт «Представьте на момент» — пародийный, основанный на испанских ритмоинтонациях.

Приходит на берег моря и Дудник, назначивший свидание Ольге Сергеевне. Володя, сетуя, что выбрал для ночлега слишком людное место, хочет уже перебираться на другое, как вдруг слышит крики о помощи. Это Вера, начавшая осуществлять свой план, делает вид, что тонет. Володя «спасает» ее. Дуэт «Наверно, рождается это с обычных незначащих фраз» говорит о зарождающейся взаимной любви. Володя из любопытства прочитал сценарий, по которому работает киногруппа. Сценарий нравится юноше. Его автор, Потанин, был связным партизан. Он видел, как в ресторане Таню выдал предатель... К ним подходит Ольга Сергеевна. Она слышала разговор молодых людей и не может промолчать. Ведь она знает, что все было иначе. Об этом — ее ария «Ей в сорок первом было двадцать лет»; суровая декламационная мелодия переходит в широкий распев.

Затемнение. Сцена в ресторане. Таня передает официанту-связному коробку шоколада. В ней — взрывчатка. Почти сразу же к девушке подходит гестаповец. Он вежлив, но ясно дает понять Тане, что она провалилась. Вбегает полицай, громко крича: «Руки вверх, это русская шпионка!» Официант незаметно скрывается. Гестаповец в ярости; он хотел выявить тех, кто связан с разведчицей, а кретин-полнцай испортил ему игру! Приказав полицаю танцевать с девушкой и внимательно сдедить, не появятся ли ее друзья, немец уходит отдать приказ об оцеплении ресторана. Полицай тихо шепчет Тане, что она должна бежать: он пришел сюда, так как другой возможности спасти ее не было. Вбегает гестаповец, по Таня, прикрываемая «полицаем» Женей, успевает выпрыгнуть в окно. Немецкий офицер ранит Женю. Из последних сил тот поднимается и стреляет в шкаф, где лежит коробка «шоколада». Взрыв.

Затемнение. Ольга Сергеевна кончает рассказ: Таня и Женя любили друг друга. Ария «Любовь приходит к нам и на войне» как бы продолжает ту, которой она начала повествование.

Вера в растерянности. По-видимому, надо снимать фильм иначе. Но ведь он почти закончен, над ним работали целый год... Володя считает, что надо немедленно телеграфировать Потанину. Его песня «Двадцатый век, нелегкий век» — сдержанная и суровая. Она о том, что не должен быть забыт никто из сражавшихся за нас.

Игорь, долго разыскивавший Веру по всему городу, наконец забрел сюда. Он напоминает: завтра ответственная съемка, надо отдохнуть! Но девушка отвечает, что не будет сниматься. Она рассказывает режиссеру обо всем услышанном. Тот и знать не хочет ни о каких переделках. Это вызовет задержки, они не успеют поехать со своим фильмом на фестиваль, что уже обещано, сорвется их свадебное путешествие по Франции... Да и к чему? Ведь искусство имеет право на вымысел! Игорь уходит, а Вера грустно запевает свою песенку о плюшевом мишке.

Третья картина. Там же, утром. Полна чувства ария Володи «Не знаю, что стало со мною». Сеня прибегает к Другу и нарушает его идиллическое настроение: в ресторане все готово к съемке. Володя потрясен: неужели Вера могла обмануть.

Чнтвёртая картина. Гостиничный ресторан. Здесь собралась вся съемочная группа. Шум, суета. Дудник поет веселые куплеты «Кто важнее всех в кино».

Начинается съемка. Идет повторение того, что мы видели в рассказе Ольги Сергеевны, только играют Вера и ее товарищи. Когда действие доходит до разговора Тани и Жени, Греков останавливает съемку: этого нет в сценарии, так не пойдет! Вера отказывается сниматься. Володя показывает ей только что полученную телеграмму: прибывает Потанин. Они собираются ехать встречать его, но Володю останавливает Сеня: он нечаянно слышал разговор Веры и Марины, из которого понял, что Вера играет с другом недостойную комедию. Печально звучит песня Володи «Небо, седьмое небо». Он высказывает Вере все, что думает об этом, и прощается с ней навсегда.

Третье действие

Вестибюль гостиницы. Все разыскивают пропавшую Чернову. Володя собрался уезжать. Он боится встретить Веру. Сеня, юмористически комментируя ситуацию, поет куплеты «Два друга попали на юг». Появляется Потанин. Он хочет непременно встретиться с Ольгой Сергеевной, узнать, откуда ей известно то, чего не знает он, участник событий, тот самый «официант», которому Таня передала взрывчатку. Но Ольга Сергеевна только что уехала в Москву на встречу фронтовиков. Потанин устремляется за ней. Вера также едет в Москву. Она говорит Марине, что шутка с пари обернулась для нее очень серьезно: она любит Володю! Это слышит Сеня.

Игорь, видя, как оборачивается дело, признает, что Вера права. Он боится потерять любимую. Ария «Я встретился когда-то» — реминисценция мелодии «плюшевого мишки».

Вера и Потанин, Игорь, Володя, Сеня, Дудник и Марина независимо друг от друга спешат в Москву.

Эпилог. Вера и бывшие фронтовики, которым актриса рассказала эту историю, намечают план действий и отправляются разыскивать бывшую разведчицу.

Марина и Сеня, между которыми ранее произошло недоразумение, примиряются и идут в кино.

Игорь и Вера выясняют отношения. Он рад, что «все исправил»: фильм снят с производства, на фестиваль их посылают с «Девчонкой с Арбата». Нужно срочно ехать. Вера отказывается: для нее этот фильм — не просто очередная работа. Игорь покидает ее. Сеня и Марина мирят Веру с Володей.

В окружении фронтовиков появляется Ольга Сергеевна. Потанин узнает в ней Таню.

Все участники спектакля на мелодию песни фронтовиков запевают: «Мы память тех далеких дней храним в душе с тобою!»

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Андрей Эшпай

Год создания

1968

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 1118
добавлено: 08.08.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть