Оперетта Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская»

La Grande-Duchesse de Gérolstein

Оперетта Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская» / La Grande-Duchesse de Gérolstein

Опера-буфф Жака Оффенбаха в трёх действиях, четырёх картинах. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви.

Первое представление состоялось 12 апреля 1867 года в Париже.

Содержание излагается по русскому переводу Л. Пальмского и В. Соболевского.

Действующие лица:

герцогиня Герольштейнская (сопрано); Фриц, солдат (тенор); принц Павел (тенор); барон Фук, гофмейстер герцогини (баритон); Ванда, крестьянка, невеста Фрица (сопрано); генерал Бум (бас); барон Грог; Непомук, адъютант генерала; вельможи, дамы, маркитантки, солдаты, крестьяне, крестьянки и пр.

Действие происходит в первой половине XVIII века в вымышленном государстве Герольштейне.

«Герцогиня Герольштейнская» была написана Оффенбахом непосредственно вслед за «Парижской жизнью». Ее премьера состоялась в дни открытия Второй Всемирной выставки в Париже. Это — одна из наиболее ярких оперетт-сатир, где остро высмеиваются придворная политика, тупые генералы, бездарные министры. Мельяк и Галеви не стремились здесь к изображению конкретных исторических лиц. «Особенность новой оперетты выражалась в том, что почти каждая страна относила заключенную в ней сатиру на свой счет. Австрия была готова рассматривать ее как оскорбление, нанесенное ее двору. Пруссия не сомневалась в том, что героиня — одна из немецких принцесс, а Россия долго держала под запретом «Герцогиню Герольштейнскую», находя в ней много сходных черт с Екатериной II». (Янковский. Оперетта. Л.—М., 1937, с. 53.)

«Герцогиня Герольштейнская» — одна из вершин творчества Оффенбаха. Музыка ее, блестящая, праздничная, пронизана бытовыми танцевальными ритмами, интонациями современных Оффенбаху эстрадных, шантанных песенок. По своей форме это — пародия на романтическую оперу с ее процессиями, заговорами, наследственными преданиями и священным оружием.

Первое действие

Военный лагерь. Солдаты и крестьяне пьют вино, играют в карты, болтают с маркитантками, танцуют. Звучит жизнерадостный хор «Когда солдат на бой кровавый». В разгар веселья на холме появляется генерал Бум и останавливается пораженный и возмущенный. Куплеты Бума «Когда порой несусь» пародийно воинственны.

Непомук докладывает о скором прибытии герцогини. Солдаты строятся и уходят. На часах оставлен Фриц. Вбегает Ванда. Начинается обаятельная дуэтная сцена «Скажи, скажи, зачем».

Возвращается Бум и обвиняет Фрица в нарушении воинского долга. Слышится выстрел. Ванда падает в обморок, и Фриц уносит ее в одну из стоящих вокруг палаток. Вновь выстрел. Вбегает испуганный Фук. Стреляли в него, так как он не ответил на пароль. Фук пришел посоветоваться с Бумом о государственных делах: герцогине уже двадцать два года, она скучает, не хочет выходить замуж за выбранного ей жениха. Ей нужны развлечения. Пожалуй, ради этого стоит начать войну с кем-нибудь.

Под барабанный бой с музыкой выходят солдаты и выстраиваются для встречи герцогини. В строю — Фриц. Под звуки военного марша появляется герцогиня в генеральском мундире, окруженная блестящей свитой. Ее выходной номер — куплеты «Ах, как я люблю военных». Внимание герцогини привлекает красота Фрица. Велев Буму распустить солдат, она подзывает Фрица к себе, милостиво беседует с ним и последовательно производит его в капралы, сержанты, лейтенанты и, наконец, дает ему чин капитана. Вместе с Фрицем она запевает полковую песню «Мой славный полк, горжусь тобой».

Герцогиня отпускает всех и остается одна. Тут же является разряженный принц Павел с букетом флердоранжа и в очередной раз делает предложение. Герцогиня, как и раньше, просит его подождать: ее обременяют государственные заботы, но в первый же свободный день она выйдет за него замуж!

Фриц в новой капитанской форме приглашает Бума и Фука обсудить план военной кампании. Герцогиня тут же производит его в генералы, дает титул барона и назначает главнокомандующим.

Снова сзываются войска. Герцогиня представляет им нового военачальника и торжественно вручает ему меч своего отца. Ее куплеты «Вот он, заветный меч папаши» сопровождают зловещие фразы Фука, Бума и Павла, возмущенных появлением у герцогини фаворита.

Второе действие

Зал в герцогском дворце. Придворные дамы, вышивая, поют беззаботно: «Войне конец, как все мы рады». Генерал Фриц вернулся с победой. Герцогиня дает ему торжественную аудиенцию.

Фриц рассказывает о своих подвигах в большой арии с примитивно-глуповатой мелодией «В четыре дня войну я кончил». Велев придворным удалиться, герцогиня, якобы от лица своей подруги, объясняется в любви. Изящно и нежно звучит ее признание «Подруга тихо мне сказала», переходящее в дуэт. Фриц не догадывается об истине. Он верен своей Ванде, которая была с ним в походе, и просит разрешения жениться на ней. Рассерженная герцогиня приказывает отвести Фрицу комнаты в правом флигеле. Это со злорадством отмечает Фук, подоспевший с Павлом и Бумом. В балладе «Максу счастье улыбалось» он рассказывает, что в правом флигеле когда-то был убит фаворит прабабки нынешней герцогини. Такая же судьба ждет Фрица.

Третье действие

Первая картина. Отделанный красным зал в правом флигеле дворца. Сюда после свадебной церемонии приведут Фрица и Ванду. А пока тут собрались заговорщики вместе с герцогиней. Среди заговорщиков она видит барона Грога, приближенного принца Павла. Барон ей очень нравится, и, чтобы оставить его при себе, герцогиня согласна сегодня же обвенчаться с принцем. Убийство отменяется: оно не должно омрачать свадьбу!

Все уходят. Под звуки торжественной музыки появляется свадебное шествие. Пожелав новобрачным спокойной ночи (ноктюрн Фука в сопровождении ансамбля), придворные удаляются. Дуэт мужа и жены, впервые оставшихся наедине, то и дело прерывают барабанный бой, военная музыка, радостные крики солдат. Это заговорщики, огорченные отменой убийства, мстят Фрицу. Наконец, окруженные пажами и фрейлинами, врываются Бум, Фук, Павел и Грог с известием, что напали враги. Генерал должен идти на поле брани. Большой ансамбль завершает сцену.

Вторая картина. Снова военный лагерь. Звучит веселый хор «На войне и на пирушке». Герцогиня поет куплеты «Мой дед классически пивал», рефрен которых с готовностью подхватывают все присутствующие.

В ужасном, совершенно растерзанном виде является Фриц. Его куплеты «Окончен кровавый уж бой» рассказывают, как, отправившись на врага, указанного ему Бумом, он попал в засаду. Герцогиня приказывает разжаловать Фрица в рядовые, а главнокомандующим назначает барона Грога, но, услышав, что он женат и имеет четырех детей, возвращает это звание Буму. Звучит финальный ансамбль «Опять свой султан получаю».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Струнный квартет No. 17 («Охота») Камерные и инструментальные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Жак Оффенбах

Дата премьеры

12.04.1867

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

Франция

просмотры: 3004
добавлено: 04.08.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть