Оперетта Дунаевского «Женихи»

Bridegrooms

Оперетта Исаака Дунаевского в трёх действиях, пяти картинах.
Либретто С. Антимонова и Н. Адуева.

Первое представление состоялось в декабре 1927 года в Москве.

Действующие лица:

покойник; Аграфена Саввишна, его жена; повар; гробовщик (тенор); извозчик (тенор); дьякон (бас); маркер (баритон); Жундриков; монашка; мадам Пендрик; три девушки; Антип, Ермолай и Бобков — подмастерья гробовщика; фининспектор; старушка; священник; преддомкома; люди на похоронах, гости на свадьбе, жильцы и гармонисты.

Действие происходит в годы НЭПа.

Исаак Дунаевский (Isaak Dunaevsky)

«Женихи» — ранняя оперетта Дунаевского, свидетельство его поисков в области этого жанра. Композитор, уверенный в том, что нельзя создавать репертуар советского опереточного театра на основе неовенской оперетты, обратился к традициям старого русского водевиля и оффенбаховских пародий. Возник современный злободневный спектакль, остро высмеивающий нэпманов, мещан, частнособственническую психологию и вместе с тем откровенно полемизирующий с неовенской опереттой.

Музыкальную драматургию спектакля Дунаевский строит на гротескно-сатирическом использовании бытовых жанров и оперно-опереточных форм. По структуре это комедия с музыкой, близкая водевилю.

Увертюра открывается мелодией «Качелей» — популярного вставного номера из «Весёлой вдовы». Далее звучат мотивы из «Сильвы», «Баядеры»... Композитор как будто ищет подходящие случаю интонации в опереточной классике, но нужные цитаты не находятся. Все «отметается метлой» (прием звукоподражания), и действие начинается.

Первое действие

Пригородный трактир. Стойка, широкий буфет. В открытую дверь видна часть гроба, стоящего на биллиарде. Слышатся торжественно-мрачные звуки заупокойной службы, а на ее фоне вдова, вертясь перед зеркалом в ярком платье, весело поет: «Наконец-то я свободна, муженька господь прибрал».

Является повар, готовящий стол для поминок. Он тут же делает ей предложение: ведь бедняжке вдове не управиться одной с трактиром! Вслед за поваром входит гробовщик и требует уплатить за гроб. Его куплеты «Из всех, извиняюсь, профессий» веселы и даже легкомысленны. Он тоже объясняется в любви, но, как и повар, получает отказ. Не успевает он уйти, как в окно стучит извозчик, удивленный, что долго не открывают трактир. Узнав печальную новость, и он делает предложение. Входит дьякон и тоже предлагает печальной вдове руку и сердце: «Сниму сан, разведусь и женюсь!» Наконец, появляется маркер Роман Казимирович. Его интересует, скоро ли кончится панихида: игроки ждут, а биллиард занят гробом. Пародийно-философична ария маркера «Могу признаться перед целым миром».

Вдове приносят запоздавший траурный наряд, и она уходит переодеться. Женихи, поглядывая в дверную щель, поют квазиоперный квартет «Аграфена, Аграфена, ты пойми».

Покойника выносят, за ним, причитая и голося, движется безутешная вдова, а в трактир врываются жильцы, жаждущие занять излишки площади. Вернувшаяся в сопровождении верных поклонников из церкви, где она оставила гроб, Аграфена объявляет, что излишков не будет, так как она выходит замуж. Счастливым женихом она объявляет гробовщика.

Второе действие

Первая картина. Похоронное бюро и мастерская гробовщика. Жизнерадостно звучит его песня «Вверх — вниз, вверх — вниз, не зевай, не торопись», которую подтягивают подмастерья. Веселую сцену прерывает приход фининспектора. Гробовщик жалуется на жизнь и отказывается платить налог. Рассерженный фининспектор, проклиная его, уходит, а в дверях появляется маркер с куплетами «Запирай-ка рот на ключик». Он предупреждает, за приличное вознаграждение в виде пиджака, что против счастливого жениха составлен заговор: его конкуренты собираются устроить мальчишник, споить гробовщика и заколотить в гроб. Тут же вваливаются извозчик, повар и дьякон с кульками и бутылками. Гробовщик, со своей стороны, выставляет на стол бутыль с водой, говоря, что это — водка, его угощение. Боясь подвоха, гости ее не пьют, а гробовщик наливает себе стакан за стаканом.

Вторая картина. Глухая улица. Маркер уговаривает Аграфену Саввишну выйти за него. В ответ на ее возражения он обещает показать ей суженого во всей красе.

Третья картина. Снова у гробовщика. Мадам Пендрик привела своих девиц, и теперь веселье в полном разгаре. Внезапно повар обнаруживает, что гробовщик пьет воду, а не водку. Скандал. Утихомиривая гробовщика, мадам Пендрик обнимает его, и в эту минуту входят Аграфена и Роман Казимирович. В большом музыкальном финале гробовщик пытается оправдаться, вдова его честит, а остальные женихи предлагают свои услуги. После долгих колебаний, подробного разбора и совета с девушками вдова останавливает свой выбор на маркере.

Третье действие

В трактире свадьба. Дьякон поет балладу «В прежнее время, знаете сами», гости говорят речи, гармонисты играют фокстрот. Аграфена поет лукавые частушки «Что мне в ихней канители». Гробовщик требует у маркера назад свой пиджак. Молодой муж, переодевшийся в одежду покойника, отдает пиджак гробовщику, и тут оказывается, что незадачливый маркер, женясь, предъявил не свой паспорт, а паспорт гробовщика, лежавший в кармане. Итак, женат на вдове гробовщик! В «трио недоумения» «Противно как-то моей натуре» маркер настаивает на том, что он муж «де-факто», гробовщик предъявляет свои права, а растерянная Аграфена просит поскорее выяснить, за кем же она замужем.

В разгар шума входит покойник. Все в ужасе разбегаются. Оставшись один, покойник поет куплеты «Ну дела, я вам доложу». Оказывается, он то ли выпил лишнего, то ли заснул летаргическим сном, а в церкви проснулся и теперь голоден и хочет выпить... Как хорошо, что еще не кончились поминки! Но осмелевшие гости объясняют ему, что тут не поминки, а свадьба. Покойник растерян: и жена и приятели изменили ему, в утешение остался лишь трактир. Однако и маркер и гробовщик теперь отказываются от невесты: без трактира бывшая вдова теряет большую часть своей привлекательности. Аграфена просит мужа простить ее. Оперетта заканчивается хором гостей «Что за жизнь — одна услада».

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Исаак Дунаевский

Год создания

1926

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 1428
добавлено: 06.08.2016



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть