Оперетта Долуханяна «Конкурс красоты»

Beauty contest

Оперетта Александра Долуханяна в трёх действиях.
Либретто Н. Доризо.

Премьера состоялась в 1967 году в Москве.

Действующие лица:

Галя; Света; парень с гитарой (он же Чубуков); Володя; Тюнин; Черепахова; Таня; Сергей; Эдик; Фрося; ведущий конкурса; Кирилл; художница, писатель, киноактер, старик — члены жюри конкурса; старушка, уборщица, комендант, счастливая пара, студенты, иностранцы.

Действие происходит в Москве в наши дни.

В оперетте «Конкурс красоты» внимание театров и публики привлекла молодежная тема, постановка нравственных проблем, нестандартность драматургии, выдающая влияние современного публицистического театра (в частности брехтовского), яркость музыкального языка, близкого к эстрадной песне и танцевальной музыке 60-х годов. Действие оперетты развивается преимущественно в разговорных, диалогических сценах, а музыкальные номера, за небольшим исключением, представляют собой лирико-публицистические баллады («зонги»), обращенные непосредственно к публике. Влиянию публицистического театра и кино обязан своим происхождением персонаж, который в списке действующих лиц значится как «парень с гитарой», — лицо от автора или от театра.

Первое действие

«Спит красота в любом из нас», — задумчиво напевает на авансцене парень с гитарой. Песенка о колючем кактусе, к которому приходит однажды пора цветения, подобно эпиграфу, предпослана событиям оперетты.

Коридоры Московского университета. Канун праздничного карнавала. Хор студентов оживленно обсуждает предстоящий на карнавале конкурс красоты. «Два факультета, две команды, два капитана вступят в бой, продемонстрируют таланты и ум в союзе с красотой». Не все, однако, одобряют идею конкурса. Например, сухарь Тюнин считает ее вредной, «не советской». Других, в том числе Таню, прежде всего заботит то, что жюри наверняка присудит титул «королевы красоты» капитану команды соперников Светлане. Но красота, внешняя эффектность и острый ум Светы не гармонируют с ее нравственным обликом.

А Света тут как тут, легка на помине, идет в задорном, вызывающем танце, окруженная поклонниками. Она хорошо знает, что красива, и беззастенчиво этим пользуется. Красота, по ее словам, «нужнее, чем диплом в кармане». Дуэт Светы и ее приятеля Эдика — двух энергичных, самоуверенных, самовлюбленных и циничных молодых людей — - свидетельствует о том, что у Тани и других есть основание для беспокойства.

Обеспокоена и родная тетя Светланы, преподавательница философии Черепахова. Недовольная дерзким поведением племянницы, она поручает активисту Тюнину отыскать девушку, способную противостоять Свете на конкурсе, а сама уходит читать «лекцию на тему о любви». Света и Эдик веселой песенкой в ритме твиста выражают свое скептическое отношение к подобным лекциям. На лекцию Света не идет, так как ей нужно встретиться и поговорить с Володей. Этот юноша в нее влюблен и может быть ей полезен во время конкурса: «Ведь я и ты — отличнейшая пара! Поможешь мне — и приз я заслужу». Володя согласен, но на душе у него смутно, и это душевное смятение помогает ему выразить песня «Поезд», которую вместе с ним поет парень с гитарой (он же студент Чубуков). Володю мучит недовольство собой: «Не в тот попал я поезд, не тог купил билет».

Между тем Тюнин, Таня, Сергей и Чубуков, кажется, нашли девушку, которая может их выручить. Это недавно появившаяся на факультете студентка Галя. Она носит большие очки, одевается не очень эффектно, и, лишь приглядевшись, можно заметить, что она хороша собой. Галя умна, находчива, остра на язык и к тому же добра. Ребята застают ее в тот момент, когда Галя старается спрятать от бдительных очей уборщицы и коменданта какого-то приблудного пса. Она заявляет, что собака — всего лишь театральный реквизит, и вместе с ребятами поет песенку «Милый пес, добрый нес». Собака спасена, но на предложение участвовать в конкурсе красоты Галя отвечает решительным отказом: «Однажды в жизни я была красивой и больше не хочу!» Звучит уже знакомая песня «Поезд», но теперь она передает душевное состояние Гали, которая в прошлом, по-видимому, пережила сердечную драму. Достоинство, с которым Галя отказалась от участия в конкурсе, приводит ребят в восхищение. Через минуту они становятся свидетелями того, что эта девушка умеет постоять за себя. К ней нагло пристает Эдик, предлагая послушать лекцию на тему о любви», и Галя награждает его пощечиной.

Студенческое общежитие. Чем ближе конкурс, тем жарче разгораются страсти. Одна Галя далека от всей предкарнавальной суеты. «Я любила праздники, теперь люблю я будни, — поет она печально. — В будни одиночество меньше замечается, в праздник одиночество всем в глаза бросается». Входит Тюнин, стыдливо вынимает из портфеля букет цветов. Снова появляется парень с гитарой — «второе я» героев оперетты. «Почему же, как порока, мы стыдимся красоты?» — задает вопрос песня. Стоило Тюнину заикнуться о конкурсе красоты, как он едва не вылетел из Галиной комнаты вместе с цветами. Оставшись одна, Галя вновь слышит стук в дверь и делает вид, что спит. Вошедший в поисках иголки Володя находит в комнате спящую девушку, которая не пошла на карнавал. Лица ее не видно, на ночном столике лежат очки. Володя проникается к девушке жалостью и тихонько кладет ей под подушку апельсин. Снисходительная жалость красивого Володи вызывает у Гали вспышку самолюбия. Нет! Она пойдет на карнавал.

Второе действие

Клуб университета. Студенческий карнавал в разгаре. Проходит жюри конкурса красоты: старик, художница, писатель, киноактер. Черепахова в последний раз осматривает претенденток в «королевы» и... бракует всех подряд. Тем временем Света успела уже обратить на себя внимание членов жюри, пленить их красотой, остроумием и песенкой «Марина». Черепахова и Тюнин в панике.

Появляется Галя, сейчас всем видно, как она хороша. Тюнин бросается к ней, но Галя непреклонна: в конкурсе участвовать она не собирается. Начинается вальс, и Галя, к возмущению Светы, приглашает на танец Володю. Сейчас Галины очки уже не вызывают у него жалость. Ему нравится эта гордая, независимая, к тому же очень хорошенькая девушка. Под музыку вальса течет их беседа, перерастающая в лирический дуэт: «Мне кажется, мне кажется, я с детства знаю вас». Володя очарован новой знакомой, а та возвращает ему забытую у нее в комнате зажигалку. Света оскорблена: зажигалка — ее подарок Володе; как он мог ее забыть, да еще в Галиной комнате! Тюнин, не теряя надежды на то, что Галя переменит отношение к конкурсу, обращается за помощью к аспиранту Кириллу Печерскому. Тот, будучи опытным сердцеедом, обрушивает на девушку в маске (это Галя) целый набор испытанных приемов обольщения. Номер, однако, не удается: Галя заранее угадывает каждое его слово. Она снимает маску, и обескураженный Кирилл убеждается, что они знакомы. Печерский, оказывается, и есть тот самый человек, в котором жестоко обманулась девушка.

Потерпев неудачу, Кирилл не теряется и переключает свое внимание на Светлану. А у Гали продолжается дуэт с Володей. Теперь это объяснение в любви: «Я нашел тебя, нашел тебя, как истину». А рядом с романтическим дуэтом главных персонажей возникает другой, чуть сентиментальный дуэт старика, члена жюри, и его верной подруги: «Для меня ты прежняя, стройная и нежная». Светлана между тем, желая отомстить Гале, сообщает ей, что Володя разыграл комедию любви по заданию общественности с целью уговорить девушку участвовать в конкурсе. Объяснение было всего лишь «общественным мероприятием». Галя ошеломлена. Неужели опять обман? Болью проникнуто ее ариозо «Дай мне, автор, самый правильный совет... разреши мне верить людям, ведь без этого меня на свете нет». И Галя решается наконец вступить в борьбу за титул «королевы». Тюнин в восторге. «Заданье ваше выполнено!» — рапортует он Черепаховой. «Это я — заданье?!» — горестно отмечает Галя. Звучит марш, возвещающий начало конкурса.

Третье действие

Галя Смирнова и Светлана Чернова выполняют задание конкурса. Сначала они демонстрируют любимых героев киноэкрана. Две пантомимы сменяют друг друга: Света изображает ковбоя, героя вестернов, Галя — Чарли Чаплина. Выполняя задание найти двух самых счастливых людей, команда Светланы приводит двух новобрачных только что из загса. Галя же объявляет, что счастливейшая пара находится в зале, и указывает на старика и старушку. Им предоставляется право придумать следующее задание. Старушка хочет, чтобы молодежь исполнила какой-нибудь старый танец, старику же нравятся модные танцы. Команда Светы танцует менуэт и чечетку, команда Гали — чарльстон и романтический танец «Вселенная». Затем девушкам предстоит приветствовать делегацию иностранцев из Университета дружбы народов. Света произносит коротенькую и блестящую речь, Галя же импровизирует танец и танцует с одним из гостей. Танцуют они хорошо, и ей аплодируют. Светлана, чувствуя, что приз может ускользнуть из ее рук, зло замечает:

Что ж, каждому свое! Судите сами:
Кто говорит словами, кто — ногами!

Эта бестактная выходка Светы окончательно склоняет симпатии жюри на сторону Гали — ее объявляют королевой красоты. Появляется Володя, он еще ничего не знает об итогах конкурса, все это время он искал Галю... в общежитии. Команда Гали просит девушку познакомить их с ее приятелем. У Гали становится легко на душе: значит, Света солгала, Володя был искренен, а вовсе не выполнял «задание». «Теперь у королевы есть король», — торжественно объявляет Чубуков. Восторженные голоса Володи и Гали сливаются в музыке, представляющей реминисценцию их дуэта. А затем снова звучит песенка о кактусе, который, расцветая, становится прекрасным.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Моцарт. Симфония No. 39 Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Александр Долуханян

Год создания

1967

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

СССР

просмотры: 1051
добавлено: 09.08.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть