Опера Тиграняна «Ануш»

Anoush

Опера в 5 действиях, 6 картинах; либретто по одноименной поэме О. Туманяна написано самим композитором.
Первое представление состоялось 4 августа 1912 года в Александрополе (в первой редакции).
Показана в Москве на декаде армянского искусства в октябре 1939 года (в современной редакции).

Действующие лица:

  • Ануш, сопрано
  • Capo, тенор
  • Моси, баритон
  • Староста (кехва), бас
  • Оган, бас
  • Мать Ануш, меццо-сопрано
  • Мать Capo, меццо-сопрано
  • Подруги Ануш, сопрано, меццо-сопрано
  • Шафер, баритон

Первое действие

Первая картина. Среди величественных гор Армении, в местности Лори ютится хижина, где живут Ануш, ее брат Моси и их мать. С волнением прислушивается Ануш к песне, которую поет невдалеке юноша Capo. Девушка готова броситься навстречу любимому, но мать удерживает ее. Только уступая настойчивым просьбам дочери, отпускает она Ануш к роднику, где собрались ее веселые подруги.

Вторая картина. Песнями и плясками заполняют досуг девушки. Каждая поет о своем любимом. Пришел и для Ануш долгожданный час — у родника Capo. Горячо и страстно рассказывает он Ануш о своей неутолимой любви к ней. Но девушка грустна, не верит она в свое счастье, томится злыми предчувствиями. Нелегко любящему Capo успокоить взволнованную Ануш.

Второе действие

Традиционные народно-бытовые сцены, сопровождающие празднование «амбарцума» (вознесения) в армянской деревне. Как всегда, общую торжественную хоровую песню сменяют пляска, хоровод, игры, затем следует борьба юношей и снова — песни, танцы. На просторной поляне участвуют в празднике Capo, задумчиво печальная Ануш, брат ее Моси. Молодежь просит Capo и Моси побороться. Моси не согласен. Если борются два друга, ни один из них не позволит себе бросить на землю другого и унизить его поражением, борьба должна кончиться вничью — таков древний обычай.

Наступает самый важный момент праздника — гадание девушек. Оно называется «джан-гюлюм» и, по обычаю, не может происходить в присутствии мужчин.

Девушки, оставшись одни, с пением народного «джан-гюлюма» (бытовой обрядовый напев) начинают гадать. Различные судьбы ожидают каждую. Но в общем для всех «джан-гюлюм» проходит благополучно. Только одной Ануш выпало зловещее предсказание: ее возлюбленного ждет неминуемая гибель. Возвратившийся Моси пытается успокоить сестру, отвести домой. Вбегает взволнованный печальной вестью о «джан-гюлюме» Capo. Взглянув в лицо любимого, Ануш теряет сознание.

Третье действие

Свадьба Ануш и Capo. Как всегда, шутит, пляшет, веселит гостей староста. Ему вторят шафера, гости. Пастухи — друзья Capo и Моси — приносят подарки, заводят веселый общий танец. Празднество в разгаре, забыты былые опасения, мрачные предсказания.

Староста предлагает Capo и Моси показать гостям свое искусство в дружеской борьбе. Гости горячо поддерживают предложение старосты. Capo и Моси выходят вперед, готовясь к схватке.

Староста с группой стариков подходит вплотную к борющимся, чтобы наблюдать за точным выполнением правил состязания. Боевой задор все больше овладевает юношами, но они хорошо помнят старинный священный обычай: ни один из них не смеет бросить противника на землю, иначе он нанесет ему смертельное оскорбление. Борьба — игра, победителей и побежденных здесь не должно быть. Случилось, однако, так, что в один из острых моментов состязания взгляд Capo упал на Ануш. Юноша увидел, с каким волнением следит любимая девушка за каждым поворотом борьбы, как восхищается мужеством, силой и ловкостью своего жениха. И Capo на мгновение забылся. С невероятной силой бросил он Моси на землю и завоевал запрещенную победу в дружеской борьбе. Как величайшее оскорбление, смываемое только кровью, воспринял Моси поступок Capo. Напрасно Ануш, староста, гости пытаются охладить гнев разъяренного Моси. «Плата за позор — нечестивца кровь» — восклицает он, омрачая свадьбу своей сестры.

Четвертое действие

Моси не может простить Capo кровной обиды. Возбужденный и гневный, он требует от Ануш полного разрыва с Capo. Устрашенная угрозами брата, Ануш обещает исполнить его волю. Но как только Моси удаляется, к девушке тайно приходит Capo. В холодную зимнюю ночь Ануш покидает родимый дом и вместе с Capo убегает в горы.

Вдали возникает зарево пожара. Горит кем-то подожженный стог Capo. Сбежавшийся народ не знает, кто поджигатель: одни говорят, что сам Capo поджег стог, чтобы прикрыть свое бегство с Ануш, другие считают это делом рук Моси. Но ему безразлично, что о нем думают. Он занят одной мыслью: настигнуть Capo и убить ненавистного обидчика.

Пятое действие

Дико и безлюдно в горах Лори, где скрывается Capo. Ануш ушла в деревню, надеясь склонить родных к примирению с Capo, а он остался один в ущелье. Здесь и настигает его пуля мстительного Моси.

Весть об убийстве Capo собрала в горное ущелье все население деревушки. Горько причитает над трупом сына старая мать. Напрасно подруги Ануш, ее мать и друзья пытаются утешить девушку. Она не слышит ни уговоров, ни слов утешений — горе лишило ее рассудка. С высокого обрыва бросается Ануш в волны Дебеда. И лишь печальная песня собравшихся у реки поселян провожает в последний путь девушку, павшую жертвой диких, варварских предрассудков старого патриархального быта.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Армен Тигранян

Дата премьеры

04.08.1912

Жанр

оперы

Страна

СССР

просмотры: 10370
добавлено: 21.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть