Одноголосие

Одноголосие - один из осн. способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. линией. В условиях О. понятие муз. произв. как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия "О." и монодия; их гл. различие состоит в том, что термин "О." акцентирует скорее фактурную сторону явления, а "монодия" - структурную.

О. - простейший и поэтому первичный способ изложения муз. мысли. Осн. отличие О. от многоголосия состоит в том, что одна мелодич. линия должна вместить в себя всю совокупность средств музыки. Преимущество О. - в возможности полного выражения мысли посредством одной только мелодии. Оборотная сторона той же специфики О. - неприменимость выразит. средств, действительных лишь для созвучания неск. голосов, и связанное с этим ограничение сферы муз. содержания. Правда, посредством т.н. скрытого многоголосия ("скрытой полифонии") в О. можно достигнуть эффекта многогол. полнозвучия (И. С. Бах, сюиты для виолончели соло), однако подобная проекция многоголосия на одноголосную линию всегда даёт только частичную компенсацию; к тому же художеств. эффект заимствуется от др. муз. склада, к-рому О. здесь, т. о., подражает. Развитая проф. культура обращается к О. (в собств. смысле) в мелких формах или для достижения особых красок экспрессии (песня Любаши "Снаряжай скорей, матушка родимая" из 1-го д. "Царской невесты", песня матроса в начале 1-го д. "Тристана и Изольды"). Особое значение имеет О. в проф. музыке стран Востока (в т.ч. советского; пример - таджикский Шашмаком - см. Маком) и др. внеевроп. культурах, где развитие О. является непосредств. продолжением древних традиций. О. распространено в фольклоре всех народов. Близки к О. бытующие формы произведений совр. песенно-танц. массовых жанров (однако в конечном счёте это всё же не О., а многоголосие, гомофония).

Исторически у всех народов О. образует первую ступень развития высокой проф. муз. культуры (в зап.-европ. музыке - григорианское пение, светская музыка средневековья; рус. знаменный распев и др. виды монодии). По мере становления многогол. форм и жанров О. оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. ветвь иск-ва. Г. де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одногол. музыки (отд. "островки" О. встречаются и позже, напр. песни Г. Сакса). Возрождение О., уже на новой основе, в условиях переосмысления классич. ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. (К. Дебюсси, "Сиринкс" для флейты соло, 1912; И. Ф. Стравинский, Три пьесы для кларнета соло, 1919; Т. Олах, Соната для кларнета соло, 1963).

Литература: см. при статьях Мелодия, Монодия.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Постановка голоса Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Сопрано Опера, вокал, пение
Glisse pas, глиссе Балет и танец
Таллин Города
Флейта Музыкальные инструменты
Кантилена Термины и понятия
Мюзикл Музыкальные жанры
Нотопечатание Термины и понятия
Длительность Термины и понятия
Норвежский балет Балет и танец
Азербайджанская музыка Национальные культуры

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 4210
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть