Ноктюрн

Категории словаря
Каспар Давид Фридрих. «Двое, созерцающие луну»

франц. nocturne, букв. — ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstuck

Обозначение, применявшееся к различным по исполнительскому составу, форме и характеру музыкальным произведениям. В 18 и начале 19 вв. итальянским термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные ноктюрны для одного или нескольких голосов, обычно без сопровождения, близкие к вокальной серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.).

Обозначение "ноктюрн" применялось и к оперным "ночным" сценам. Дж. Филд своими ноктюрнами (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фортепианную пьесу мечтательного или элегического характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность ноктюрна культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих ноктюрнах (Nachtstucke op. 23, 1839) причудливо-фантастические черты.

К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду оркестровых пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистических картин английского художника Дж. Э. Уистлера (1834—1903). Обозначение ноктюрном применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фортепианной сюите "1922"). В русской музыке образцы ноктюрнов имеются у М. И. Глинки (Ноктюрн для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Ноктюрн во 2-м струнном квартете), П. И. Чайковского (Ноктюрны для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).

Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, "Искусство", 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

реклама

вам может быть интересно

Секста Термины и понятия
Эстонская музыка Национальные культуры

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Антракт Термины и понятия
Певцы-кастраты Опера, вокал, пение
Пространственная музыка Термины и понятия
Группетто Термины и понятия
Опера спасения Опера, вокал, пение
Оперные театры Опера, вокал, пение
Рефрен Термины и понятия
Казачок Музыкальные жанры
Эпизод Термины и понятия

Реклама