Нигерийская музыка

Богатство и разнообразие муз. культуры Нигерии связано с особенностями традиции многочисл. народов, стоящих на разных ступенях обществ. развития и отличающихся один от другого по языку, культуре, религии, образу жизни. Проф. муз. иск-во начало складываться в период средневековья, когда возникли рабовладельч. и феодальные гос-ва хауса, йоруба, ибо и др. народов. Большую роль в развитии муз. культуры сыграли тайные об-ва, в к-рых под руководством старейших представителей племени молодежь обучалась обрядовым танцам и песням, игре на муз. инструментах. По свидетельствам араб. путешественников, при дворах ср.-век. правителей имелись оркестры, певцы, танцоры; муз. инструменты богато инкрустировались, отделывались золотом и серебром. Дворцовый оркестр у йоруба насчитывал более 200 чел. Музыканты играли на празднествах, торжеств. церемониях, а также "говорили" с народом от имени правителя, используя "язык барабанов". Придв. певцы и сказители (арокины) составляли и передавали из поколения в поколение устные дворцовые хроники, к-рые содержали генеалогию правителей и описания наиболее значит. событии в истории страны. Каждый бог или обожествленный предок - ориша (их более 400) имел собств. орик, т. е. спец. музыку, своего рода гимн, характеризующий и восхваляющий его (орик исп. под аккомпанемент барабанов на празднествах йоруба). Нек-рые нигерийские языки тональны, поэтому многие легенды и предания в Нигерии передаются при помощи барабана. Колониальная политика и деятельность миссионеров в 19 в., а также распространение христианства привели к уменьшению роли местных религий и отмиранию культовой музыки - наиболее характерному виду музыки в Нигерии. Церк. европ. музыка оказала влияние на нар. вок. музыку нигерийцев, особенно на мелодику и гармонию, а также на лады и муз. формы.

В муз. инструментарии нигерийцев широко представлены ударные, прежде всего барабаны. Имеются большие котлообразные барабаны на восьми ножках, выдолбленные из мягкого пальмового дерева, украшенные резьбой и фигурками; подвешиваемые на шею барабаны цилиндрич. формы с одной мембраной; барабаны в форме песочных часов с двумя мембранами, соединенными между собой ремнями (их носят подмышкой, высота звука зависит от степени давления локтя на эти ремни). Распространены также муз. инструменты азиатского происхождения, что объясняется большим влиянием араб. муз культуры: флейты обойе (парные камышовые трубки), бубны, разновидности арф и цитр, лютни, струн. смычковые инструменты. Под влиянием воен. европ. и амер. оркестров (были распространены во время 2-й мировой войны 1939- 1945) нигерийцы стали пользоваться европ. муз. инструментами и гармонией европ. типа. Это привело к созданию новых синтетич. муз. жанров.

После завоевания Нигерией независимости (1960) развивается проф. муз. культура. Нигерийцы получают муз. образование во мы. уч. заведениях: в университетском колледже в Ибадане (осн. в 1947, преобразован в уп-т), в муз. ин-те в Орише, в колледже иск-в, науки и техники в Зарин. Нар. афр. музыка изучается в Ин-те африканистики при Ибаданском ун-те, в Лагосском ун-те, в Ин-те афр. исследований ун-та Ифе.

В Нигерии сформировалась группа композиторов. Известны произв. А. Юба: 3 песни "Чака" (на сл. Л. Сенгора) для голоса, фп. и барабана, "Сцены традиционной жизни" для фп., "Олурунби" для оркестра (основан па легенде йоруба), квинтет для дух. инструментов и др. К муз. традициям йоруба обращается также и Ф. Сованде - автор симфонии "Свобода" (посв. провозглашению независимости Нигерии), сюиты для струн. инструментов (осн. на афр. нар. темах); ему принадлежат записи афр. фольклора. С. Акробот создал ряд муз. произв. для дух. оркестра, хора и органа, сюиту "Нигериана". Известностью пользуется кантата "Йоруба" А. Банколе, а также его 3 сонаты для фп., "Реквием" и песни на языке йоруба. Произв. этих композиторов часто исп. за пределами Нигерии. Муз. отдел Нигерийского радио возглавляет А. Фиберезима. Многие его произв. написаны для воен. оркестра, в т. ч. "Танец священных девушек", "Дорога в Нигерию", "Лагос с моря". Среди нигерийских композиторов - также Д. Дедеке, Т. Огунаде, У. Эчезона, Т. Филлипс. С кон. 60-х гг. популярен стиль джуджу (совр. содержание воплощается в традиц. формах).

Развитие афр. муз. культуры в Нигерии тесно связано с т-ром, выросшим из сельских праздников, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний. Нигерийский т-р, зародившийся в кон. 40-х гг. 20 в., неотделим от др. видов иск-ва. Большей частью это муз. спектакли фольклорного характера, в к-рых широко использованы нар. песни, танцы, муз. инструменты. Совр. нигерийский т-р представлен муз. нар. драмой, фольклорным балетом, нар. оперой. Ряд нар. драм ("Лесные духи", "Абику", "Алатангана", "Обалуайе") создал Юба; Т. Ойелана написал музыку к неск. постановкам, среди к-рых выделяются "Адуфе", "Колдовство в крови". Автор первой нигерийской оперы "Орукоро" (пост. нигерийским телевидением) - Фиберезима. Большинство фольклорных балетов пост. П. Харпер (изучала в Ин-те африканистики при Ибаданском ун-те ритуальные танцы народов Нигерии). Эти пост. отражают древние обычаи и ритуальные церемонии. Среди них - "Гбе ку Де" (с танцами 5 районов страны), "Ерема Сепи Огбо" (танцы народов, живущих в дельте Нигера, занимающихся рыболовством и верящих в водяных духов), а также "Маскарад Офирима", "Танцы Нембе", "Танцы Гагало", "Танцы Геледе" и др. В Ин-те африканистики при Ибаданском ун-те систематически демонстрируются программы, в к-рых находят отражение традиц. музыка и танцы.

Развитию муз. культуры в Нигерии способствуют Филармонич. хор Ибадана, Хор. об-во ун-та Ифе, Нигерийское нац. муз.-культурное об-во в Лагосе, к-рые ежегодно проводят фестивали нигерийской музыки, танца в различных городах Нигерии. Большое значение для развития муз. культуры страны имел Всенигерийский фестиваль иск-в в Ибадане (1975). Муз. культуру Нигерии пропагандирует также молодое киноискусство. Многочисл. киносерии Ф. Спида посв. нигерийской муз.- культуре: "Нигерийские танцы", "Ритуальные танцы Бенина", "Фестиваль водяных духов", "Танцы женщин народа тив", "Танцоры Мианго" и др. Экранизирована также опера "Дети моего брата" К. Огумнола.

Литература: Euba A., Nigerian music, "The Negro History Bulletin", 1961, March; его же, Preface to a study of Nigerian music, "Ibadan", 1965, No 21, p. 53-62; Ames D., The Drums of Hausa, "Ibadan", 1961, October; Echezona W. W., Ibo music, "Nigeria Magazine", 1965, No 84.

Л. О. Голден

реклама

вам может быть интересно

Вибрафон Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Miserere, Мизерeре Церковная музыка
Передувание Термины и понятия
Дудук Музыкальные инструменты
Кульминация Термины и понятия
Акустика музыкальная Термины и понятия
Бекар Термины и понятия
Сольмизация Термины и понятия
Редакция Термины и понятия
Демественный распев Церковная музыка
Сценарий Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 3930
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть