Джон Ноймайер

John Neumeier

Джон Ноймайер (John Neumeier)

Родился 24 февраля 1942 г. в г. Милуоки (США), где начал учиться классическому танцу в колледже университета Маркетта под руководством Шейлы Рейли. Параллельно учился в балетной школе Бентли Стоуна и Уолтера Камрина в Чикаго и осваивал технику танца модерн, выступая в составе труппы Сибил Ширер. В 1961 г. окончил колледж, получив степень бакалавра искусств (специализация — английская литература и театр).

Желая приобщиться к европейским исполнительским традициям, отправился шлифовать свое мастерство в Копенгаген, где его педагогом стала знаменитая Вера Волкова, педагог-репетитор и консультант Королевского Датского балета (впоследствии он посвятил ей свой балет «Гамлет» на музыку М. Типпета). Школа Королевского балета Великобритании также внесла свою лепту в его образование.

Во время пребывания Ноймайера в Лондоне (1962-63 гг.) на него обратили внимание прима-балерина Штутгартского балета Марсия Хайде и бывший премьер этой труппы Рей Барра. Следуя рекомендации Хайде, артдиректор Штутгартского балета Джон Крэнко пригласил Джона Ноймайера в свою труппу. «Штутгартский» период оказался длиной в шесть лет (1963-69 гг.). Ноймайер танцевал сольные партии в балетах Крэнко и продолжал свои хореографические опыты (первые свои постановки он осуществил еще в студенческие годы на сцене театра Мария университета Маркетта).

В 1969 г. Ноймайер возглавил Франкфуртский балет. Широкое признание принесли ему поставленные для этой труппы балеты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1971 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского (1971 г.), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1972 г.).

В 1973 г. вместе с группой преданных ему артистов франкфуртской труппы Ноймайер отправляется в Гамбург возрождать балет Гамбургской государственной оперы. Его встречают в штыки, поскольку свою деятельность он начинает с самой непопулярной меры — увольняет часть артистов. Но первая же дневная лекция о балете, сопровождаемая танц-показом (ныне фирменный знак Гамбургского балета, а тогда новинка для этой труппы и ее зрителей), заставляет всех забыть о каких-либо трениях и недоверии. У балета Гамбургской оперы действительно начинается новая жизнь — вскоре эта труппа станет одной из самых известных в мире, а Ноймайера станут осыпать всевозможными почестями как в Германии, так и за ее пределами.

«У меня было смутное чувство, что Европа раскрепостит меня. Начало 60-х, когда я уезжал в Германию, — как думал, всего на год, в Америке было не лучшим временем для танца», — говорит Ноймайер. То, что судьба распорядилась так, что Джон Ноймайер оказался именно в Германии, можно рассматривать как ее вечную склонность демонстрировать свою иронию. В этой стране пальму первенства держал танец современный, а не классический. Зато «повествовательность» ноймайеровской хореографии пришлась обстоятельной немецкой публике как нельзя по вкусу. И, возможно, именно потому, что традиции классического балета здесь были не развиты, Ноймайер стал уделять такое внимание просветительской деятельности. К ней можно отнести и традиционную ежегодную серию его премьер и представлений из другого, неноймайеровского репертуара.

Эта серия неизменно заканчивается гала-концертом имени Нижинского, в котором выступают приглашенные звезды. Вечер, как правило, посвящен какой-либо теме из истории танца или какому-либо артисту (в 2003 г., например, Рудольфу Нурееву, десятилетие со дня смерти которого отмечалось в том году), а сам Ноймайер выступает с рассказом об избранном предмете. (Гала-концерт, состоявшийся в июле 2004 г., был приурочен к торжествам по случаю 30-летия пребывания Джона Ноймайера на посту директора Гамбургского балета. В нем участвовали звезды мирового балета — Диана Вишнева, Алина Кожокару, Владимир Малахов, Йохан Кобборг, Николя Ле Риш.

Уже в 1978 г., всего через пять лет после прихода Ноймайера «к власти», он открыл школу, где обучаются будущие танцовщики Гамбургского балета.

Ноймайер не изобретает новую грамматику — он пользуется традиционным языком классического танца, что тем не менее не облегчает жизнь артистам, воспитанным на классическом репертуаре. Как бы ни была привычна лексика, освоение комбинаций «слов» требует значительных усилий. «Многонаселенные» спектакли Ноймайера всегда несут на себе печать тщательной коллективной репетиционной работы. Его пристрастие к полнометражным сюжетным балетам не означает, что сюжет является самоцелью. Ноймайеру нравится выстраивать цепь сложно развивающихся человеческих отношений, попутно философствуя на избранную тему и, то намеком, то откровенно, цитатами, вызывая реминисценции с историей балета. «Я считаю, что танец — это то, что выражает отношения — контакты, контрасты, напряжение — между людьми», — говорит Ноймайер.

Ноймайер и Россия

Ноймайер — историк балета по призванию (недаром в его постановках столько хореографических аллюзий). Привлекает его и русская балетная история, в частности, история дягилевской антрепризы. Было бы странно, если бы он не заглядывал в сегодняшний день русского балета и не интересовался состоянием русской школы. Он интересуется и активно пополняет свою весьма интернациональную труппу русскими танцовщиками. Среди премьеров Гамбургского балета — трое «наших»: Анна Поликарпова, выпускница Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета) имени А. Я.Вагановой, Александр Рябко (Киевское хореографическое училище) и Иван Урбан (Минское). И семеро «наших» артистов, окончивших как российские (и сопредельные) школы, так и зарубежные, в том числе школу Гамбургского балета, танцуют в кордебалете.

В Гамбургском балете вот уже 20 лет преподает Ирина Якобсон, вдова замечательного российского балетмейстера Леонида Якобсона (ей присвоен «титул» ответственного педагога-репетитора), вследствие чего в репертуаре труппы побывали знаменитые миниатюры, поставленные ее мужем. Одним из репетиторов является выпускник Вагановского училища и бывший солист Ленинградского Малого государственного академического театра оперы и балета (ныне театр имени М. П.Мусоргского) Радик Зарипов. Наконец, в Гамбургском балете служат две русские пианистки.

В 1981 г. труппа Джона Ноймайера выступала в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета, в 90-м — в Москве на сценах Большого театра и Московского академического музыкального театра имени К. С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко и в Ленинграде — на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский). В 2003 г. она приняла участие в фестивале «Звезды белых ночей», посвященного 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга.

В 2001 г. Джон Ноймайер поставил в Мариинском театре балет «Звуки пустых страниц» на музыку А. Шнитке и перенес на сцену этого театра свои балеты «Весна и осень» и «Теперь и тогда». В 2002 г. он получил за эту работу российскую Национальную театральную премию «Золотая маска».

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Окно в Ноймайера 27.11.2012 в 19:42

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

24.02.1942

Профессия

балетмейстер

Страна

США

просмотры: 5538
добавлено: 17.10.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть