Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова

Orchestra of Russian Folk Instruments

Город
Москва
Год основания
1945
Тип
Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова / Orchestra of Russian Folk Instruments

Ровесник Великой Победы, Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова в 2020 году будет праздновать 75 лет со дня основания.

В декабре 1945 года группа музыкантов-фронтовиков во главе с Петром Ивановичем Алексеевым, талантливым музыкантом, известным дирижером и общественным деятелем, получила задание в короткий срок создать коллектив, основной деятельностью которого являлась бы работа в радиоэфире. С этого момента (официально — с 26 декабря 1945 года) и началась замечательная история оркестра русских народных инструментов Радиокомитета СССР, ныне — Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании, оркестра, который носит имя прекрасного музыканта и выдающегося дирижера Николая Некрасова.

Создатели коллектива понимали, что оркестр русских народных инструментов Радио — это оркестр, который будут слушать миллионы людей по всей нашей необъятной Родине, и поэтому его звучание должно быть не только своеобразным эталоном для всех оркестров, работающих в этом жанре, но и во многом определять художественный уровень музыкального радиовещания как в нашей стране, так и за ее пределами.

Прошло совсем немного времени, и оркестр Всесоюзного радио показал себя как коллектив с большим творческим потенциалом: были подготовлены интересные разнообразные программы, постепенно расширялся репертуар, в который, помимо обработок русских народных песен вошли переложения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. В адрес музыкальной редакции приходило множество писем, где выражались признательность и благодарность за русское искусство, которое пропагандировал оркестр.

Мастерство коллектива отшлифовывалось многочасовой студийной работой; каждодневная работа у микрофона — вот залог того уникального звучания, которым и сейчас отличается Академический оркестр ВГТРК.

С оркестром всегда работали потрясающие музыканты — дирижеры, певцы, инструменталисты, являвшие собой гордость отечественного музыкального искусства. Каждый из них оставил в оркестре частичку своей души и мастерства.

С 1951 по 1956 гг. оркестром руководил В. С. Смирнов — талантливый и разносторонний музыкант, который все свои усилия направил на привлечение к сотрудничеству таких мастеров, как А. Гаук, Н. Аносов, Г. Рождественский, Г. Столяров, М. Жуков, Г. Дониях, Д. Осипов, И. Гуляев, С. Колобков. Каждый из них подготовил и провел несколько программ в прямом эфире. В оркестр Радио стали приносить свои сочинения профессиональные композиторы: С. Василенко, В. Шебалин, Г. Фрид, П. Куликов, а впоследствии — Ю. Шишаков, А. Пахмутова и многие другие.

С 1957 по 1959 гг. художественным руководителем коллектива являлся Н. С. Речменский — известный в то время композитор и фольклорист. При нем с оркестром в течение двух лет работали несколько дирижеров: Георгий Даниях — худрук оркестра русских народных инструментов им. В. В. Андреева из Ленинграда, Иван Гуляев — руководитель Новосибирского оркестра русских народных инструментов, входящего в то время (так же, как и оркестр им. В. В. Андреева) в систему Всесоюзного радио, Дмитрий Осипов, являвшийся на тот момент руководителем Госоркестра им. Н. П. Осипова.

В 1959 году во главе оркестр стал вдохновенный музыкант, талантливый дирижер Владимир Иванович Федосеев. Предметом особого внимания нового художественного руководителя и главного дирижера стало качество звука, баланс звучания групп. И результат был удивительный: все группы зазвучали слитно, стройно, красиво, у оркестра появился свой индивидуальный и неповторимый почерк. С приходом В. И. Федосеева активизировалась концертная деятельность коллектива. Перед ним открылись лучшие залы столицы: Большой зал Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Кремлевский дворец, Колонный зал Дома Союзов, который на многие годы стал излюбленным местом встреч оркестра со своими слушателями.

Активизировалась творческая деятельность и в других направлениях: записи на Радио и телевидении, участие в радио- и телепрограммах, гастроли по стране. Благодаря начавшимся зарубежным поездкам, оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения узнали и полюбили слушатели Германии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Испании и Португалии.

В. И. Федосеев и его оркестр были всегда очень чуткими аккомпаниаторами, чем привлекали к себе внимание самых известных певцов того времени, таких как И. Скобцов, Д. Гнатюк, В. Норейка, В. Левко, Б. Штоколов, Н. Кондратюк, И. Архипова. Особой страницей в творческой жизни оркестра стали концерты с С. Я. Лемешевым.

В 1973 году оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения за большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны был удостоен почетного звания «Академический». В том же году В. И. Федосеев принял предложение руководства Всесоюзного радио и Центрального телевидения возглавить Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ.

Осенью 1973 года в оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радио и Центрального телевидения, по приглашению В. И. Федосеева, пришел Николай Николаевич Некрасов, который к тому времени уже был дирижером коллективов, широко известных в нашей стране и во всем мире – это оркестр Хора имени Пятницкого и оркестр Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева. С приходом Н. Н. Некрасова началась новая глава в истории коллектива.

Н. Н. Некрасов получил в свои руки сверкающий всеми красками «великолепно отшлифованный бриллиант» — именно так отзывался об оркестре широко известный в то время американский музыкальный критик Карл Нидарт, и крайне непростой задачей нового худрука было сохранить и приумножить это богатство. Весь свой опыт, силы и знания маэстро отдал новой работе. Решающее значение приобретают высокий профессионализм и мастерство музыкантов оркестра. Это позволило с успехом воплощать самые сложные исполнительские задачи.

Особой популярностью пользовались выступления коллектива в Колонном Зале Дома Союзов, который был в то время одной из площадок Гостелерадио СССР. Великолепная акустика и восхитительной красоты убранство этого зала, а также участие выдающихся мастеров вокала с мировой известностью делали эти концерты поистине незабываемыми, своего рода «историческими». С оркестром выступали настоящие звезды: И. Архипова, Е. Образцова, Т. Синявская, Р. Бобринева, А. Эйзен, В. Пьявко, Е. Нестеренко, В. Норейка, Л. Сметанников, З. Соткилава, А. Днишев. Благодаря трансляции этих концертов на Центральном Телевидении и Всесоюзном Радио, каждый из них становился заметным музыкальным событием не только Москвы, но и всей страны.

Профессиональное мастерство, творческий настрой коллектива всегда привлекали к нему внимание композиторов, многие сочинения которых начали свою жизнь и стали классикой жанра в оркестре Радио. Н. Н. Некрасов и оркестр дали «путевку в жизнь» и помогли становлению многих композиторов, среди которых В. Кикта, А. Курченко, Е. Дербенко, В. Беляев, И. Красильников. С благодарностью они посвящали свои произведения их первому исполнителю — Маэстро Н. Н. Некрасову. Таким образом, оркестр пополнял свой репертуар талантливо и профессионально написанными оригинальными сочинениями. В «золотой» репертуарный фонд вошли также аранжировки, инструментовки, обработки и переложения, сделанные талантливыми музыкантами оркестра. Невозможно подсчитать, сколько часов, дней и ночей утомительной работы, сколько душевных сил и здоровья отдано этими бескорыстными тружениками на благо процветания любимого коллектива. Все они, бесспорно, своим трудом заслужили большой почет и уважение, это — Александр Балашов, Виктор Шуяков, Игорь Тонин, Игорь Скосырев, Николай Кузнецов, Виктор Калинский, Андрей Шлячков.

Маэстро Н. Н. Некрасову удалось не только сохранить, но и приумножить славу Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК, и благодарные почитатели, музыканты, все, кто так или иначе связан с коллективом, стали называть его «некрасовским». После ухода Маэстро из жизни 21 марта 2012 года, приказом Генерального директора ВГТРК Олега Борисовича Добродеева в память о замечательном музыканте оркестру было присвоено его имя.

Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании сегодня — это творческий союз музыкантов-профессионалов, людей искренне любящих свой коллектив, переживающих за него, и бесконечно преданных общему делу, настоящих энтузиастов. За пульт этого прославленного оркестра встал ученик Маэстро Н. Н. Некрасова, его последователь — Андрей Владимирович Шлячков, который не только продолжает лучшие традиции, но и постоянно находится в творческом поиске. Руководством ВГТРК было принято решение назначить Художественным руководителем оркестра Заместителя директора ГТРК «Культура», директора «Дирекции творческих коллективов и фестивальных проектов» Петра Алексеевича Земцова, благодаря которому коллектив впервые за последние 12 лет побывал на зарубежных гастролях в Польше, Чехии и Словакии, где все концерты проходили при полных залах и огромном энтузиазме слушателей.

Оркестр принимает постоянное участие в телевизионном проекте телеканала «Культура» — «Романтика романса», различных фестивалях: имени Н. Н. Калинина в Волгограде, «Белые ночи» в Перми, Международном фестивале современной музыки «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Музыка России», принял участие в открытии Года Культуры 2014 в России, провел несколько авторских вечеров современных композиторов, которые пишут музыку для оркестра русских народных инструментов. В планах оркестра — создание новых программ, записей передач на Радио, проведение просветительской работы среди детей и молодежи, запись и выпуск нескольких новых CD и DVD дисков, участие в различных фестивалях и благотворительных мероприятиях.

Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании — уникальное явление многогранной Российской культуры. В нем живет память поколений, сохраняются и развиваются лучшие традиции, и что особенно радует — в коллектив приходит талантливая и восприимчивая молодежь, которой эти традиции предстоит нести дальше.

Пресс-служба оркестра

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама