Моцарт. Фортепианные квартеты

Piano Quartets

Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Фортепианные квартеты Вольфганга Амадея Моцарта не опираются на какую-либо традицию: Моцарт был среди первооткрывателей жанра. Судя по тому, что оба произведения — в трёх частях, Моцарт представлял себе фортепианный квартет не как струнный квартет с заменой одного инструмента, а скорее как разновидность сонаты, обогащенную дополнительными голосами.

Квартет К. 478 соль минор был закончен в Вене 16 октября 1785 года. Первая часть выделяется преобладанием минора, который с новой силой утверждается в репризе и в мощной коде. Очаровательная вторая часть, напротив, ничем не омрачена. В финальном рондо звучат песенные темы, напоминающие о написанной позднее «Волшебной флейте», но изредка возникают и отзвуки бурной первой части.

Квартет К. 493 ми-бемоль мажор (завершен 3 июня 1786 года) — совершенно иной по замыслу. Торжественная главная тема, возможно, вспоминалась Гайдну, когда он почти десять лет спустя работал над своей последней фортепианной сонатой. Впрочем, эта грандиозная тема играет в первой части небольшую роль: и в разработке, и в коде главенство захватывает побочная тема. Вторая часть отличается изысканной гармонией и прихотливыми орнаментальными фигурами фортепиано. Финал открывается обманчиво простой темой, взятой Моцартом из его парижского балета «Безделушки». Однако дальнейшее его развитие столь интенсивно, что пьеса вырастает в подобие финала концерта для фортепиано с оркестром.

Сложность фортепианных квартетов Моцарта обескуражила критиков. Анонимный очевидец сообщал в 1788 году на страницах Journal des Luxus und der Moden: «Иное произведение утверждает себя и при посредственном исполнении; сие же моцартовское творение, ежели оно попадет в посредственные дилетантские руки и будет исполнено небрежно, действительно вряд ли можно будет выслушать. В прошлую зиму так случалось несчетное число раз… Какая-то барышня или самоуверенная девица из мещанок, или какой-нибудь выскочка-дилетант ретиво принимались в шумном обществе за сей Quadro, претендуя на то, чтобы он понравился. Я вряд ли смогу описать вам, с каким упрямством почти повсюду старались добиться этого».

Итак, оба квартета остались в репертуаре узкого круга настоящих мастеров и ценителей, а издатель Франц Антон Хофмайстер констатировал прекращение спроса на отпечатанные ноты. Видимо, поэтому Моцарт ограничился всего двумя произведениями в этом экспериментальном для того времени жанре.

Анна Булычёва, mariinsky.ru

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама