Пьер Монтё

Pierre Monteux

Пьер Монтё

Пьер Монтё — целая эпоха в музыкальной жизни нашего времени, эпоха, охватывающая почти восемь десятилетий! С его именем связаны многие замечательные события, навсегда оставшиеся в музыкальной летописи века. Достаточно сказать, что именно этот артист был первым исполнителем таких сочинений, как «Игры» Дебюсси, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Соловей» Стравинского, Третья симфония Прокофьева, «Треуголка» де Фальи и многих других. Уже одно это достаточно убедительно говорит о месте, которое занимал Монтё в ряду мировых дирижеров. Но вместе с тем сенсации, нередко сопровождавшие его выступления, принадлежали в первую очередь композиторам: исполнитель же как бы оставался в тени. Причина этого — в необычайной скромности Монтё, скромности не только человека, но и артиста, отличавшей всю его дирижерскую манеру. Простота, ясность, точный, выверенный жест, скупость движений, полное нежелание выставлять себя напоказ были неизменно присущи Монтё. «Сообщать свои идеи оркестру и выявлять концепцию композитора, быть слугой произведения — вот моя единственная цель», — говорил он. И слушавшим оркестр под его управлением порой казалось, что музыканты играют вовсе без дирижера. Конечно, такое впечатление было обманчивым — интерпретация неуловимо, но строго контролировалась артистом, авторский замысел раскрывался полностью и до конца. «Большего я не требую от дирижера» — так оценил искусство Монтё И. Стравинский, с которым его связывали многие десятилетия творческой и личной дружбы.

Деятельность Монтё как бы перекидывает мост от музыки девятнадцатого века к музыке двадцатого. Он родился в Париже в ту пору, когда еще в полном расцвете были Сен-Санс и Форе, Брамс и Брукнер, Чайковский и Римский-Корсаков, Дворжак и Григ. Шестилетним мальчиком Монтё научился играть на скрипке, через три года поступил в консерваторию, а спустя еще три — дебютировал как дирижер. Первое время молодой музыкант был концертмейстером парижских оркестров, играл в камерных ансамблях на скрипке и альте. (Любопытно, что спустя много лет ему довелось случайно заменить заболевшего альтиста в концерте Будапештского квартета, и он сыграл свою партию без единой репетиции.)

Впервые Монтё-дирижер обратил на себя пристальное внимание в 1911 году, когда с блеском провел в Париже концерт из произведений Берлиоза. Затем последовала премьера «Петрушки» и цикл, посвященный современным авторам. Так сразу определились два главных направления его искусства. Как истому французу, обладавшему и на эстраде изяществом и мягким шармом, ему особенно близка была родная музыкальная речь, и в исполнении музыки своих соотечественников он достигал замечательного совершенства. Другая линия — современная музыка, которую он также пропагандировал всю жизнь. Но вместе с тем, благодаря высокой эрудиции, благородному вкусу и отточенному мастерству, Монтё отлично интерпретировал и музыкальную классику разных стран. В его репертуаре прочное место занимали Бах и Гайдн, Бетховен и Шуберт, русские композиторы...

Многогранность дарования артиста принесла ему особенно большие успехи в период между двумя мировыми войнами, когда он возглавлял многие музыкальные коллективы. Так, с 1911 года Монтё был главным дирижером труппы «Русский балет С. Дягилева», подолгу руководил Бостонским и Сан-Францискским оркестрами в США, оркестрами «Консертгебау» в Амстердаме и филармонии в Лондоне. Все эти годы артист неустанно гастролировал по всему миру, выступая на концертных эстрадах и в оперных театрах. Концертную деятельность он продолжал и в 1950—1960-х годах, уже глубоким стариком. По-прежнему лучшие оркестры считали за честь выступать под его управлением, тем более что обаятельный артист пользовался всеобщей любовью оркестрантов. Дважды Монтё выступал и в СССР — в 1931 году с советскими коллективами, а в 1956 году — с Бостонским оркестром.

Монтё поражал не только интенсивностью своей деятельности, но и необычайной преданностью искусству. За три четверти века, проведенные им на эстраде, он не отменил ни одной репетиции, ни одного концерта. В середине 50-х годов артист попал в автомобильную катастрофу. Врачи констатировали серьезные ушибы и перелом четырех ребер, пытались уложить его в постель. Но дирижер потребовал, чтобы на него надели корсет, и в тот же вечер провел очередной концерт. Монтё был полон творческой энергии до самых последних дней. Умер он в городе Хенкоке (США), где ежегодно руководил летней школой дирижеров.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Антонио Вивальди Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

04.04.1875

Дата смерти

01.07.1964

Профессия

дирижёр

Страна

США, Франция

просмотры: 2454
добавлено: 03.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть