Димитри Митропулос

Митропулос, Димитри

Дата рождения
1905
Дата смерти
1964
Профессия
Страна
Греция, США
Димитри Митропулос

Митропулос был первым выдающимся артистом, которого дала миру современная Греция. Он родился в Афинах, в семье торговца кожей. Родители предназначали его сначала к карьере священника, затем пытались определить в моряки. Но Димитри с детства любил музыку и сумел убедить всех, что именно в ней — его будущее. К четырнадцати годам он уже знал наизусть классические оперы, недурно играл на рояле — и, несмотря на молодость, его приняли в Афинскую консерваторию. Митропулос занимался здесь по классам фортепиано и композиции, писал музыку. Среди его сочинений была опера «Беатриса» на текст Метерлинка, которую консерваторское начальство решило поставить силами студентов. На этом спектакле присутствовал К. Сен-Санс. Под впечатлением яркого таланта автора, дирижировавшего своим сочинением, он написал о нем статью в одной из парижских газет и помог ему получить возможность совершенствоваться в консерваториях Брюсселя (у П. Жильсона) и Берлина (у Ф. Бузони).

После завершения образования Митропулос в 1921—1925 годах работал ассистентом дирижера в Берлинской государственной опере. Он так увлекся дирижированием, что вскоре почти забросил композицию и фортепиано. В 1924 году молодой артист стал руководителем Афинского симфонического оркестра и быстро начал завоевывать известность. Он посещает Францию, Германию, Англию, Италию и другие страны, гастролирует и в СССР, где его искусство также получает высокую оценку. С особым блеском исполнял греческий артист в те годы Третий концерт Прокофьева, одновременно играя на рояле и управляя оркестром.

В 1936 году по приглашению С. Кусевицкого Митропулос впервые гастролировал в США. А три года спустя, незадолго до начала войны, он окончательно переезжает в Америку и быстро становится одним из самых любимых и популярных дирижеров в Соединенных Штатах. Бостон, Кливленд, Миннеаполис были этапами его жизненного и творческого пути. Начиная с 1949 года он возглавляет (поначалу вместе со Стоковским) один из лучших американских коллективов — оркестр Нью-йоркской филармонии. Уже будучи больным, он оставил этот пост в 1958 году, но до последних дней продолжал вести спектакли в «Метрополитен-опера» и много гастролировать в Америке и Европе.

Годы работы в США стали для Митропулоса периодом расцвета. Он слыл превосходным интерпретатором классики, горячим пропагандистом современной музыки. Митропулос первым представил американской публике множество сочинений европейских композиторов; среди премьер, прошедших в Нью-Йорке под его управлением, — скрипичный концерт Д. Шостаковича (с Д. Ойстрахом) и Симфония-концерт С. Прокофьева (с М. Ростроповичем).

Митропулоса нередко называли «загадочным дирижером». Действительно, его манера внешне была на редкость своеобразной — он дирижировал без палочки, крайне лаконичными, порой почти незаметными публике движениями рук и кистей. Но это не мешало ему достигать огромной выразительной силы исполнения, целостности музыкальной формы. Американский критик Д. Юэн писал: «Митропулос — виртуоз среди дирижеров. Он играет своим оркестром, как Горовиц играет на рояле — с бравурой и стремительностью. Сразу же начинает казаться, что его техника не знает никаких проблем: оркестр отвечает на его «прикосновения» так, словно это рояль. Его жесты наводят на мысль о многокрасочности. Тонкий, серьезный, как монах, когда он выходит на эстраду, он не сразу выдает, какой мотор заключен в нем. Но когда музыка струится под его руками, он преображается. Каждая часть его тела ритмически движется вместе с музыкой. Его руки простираются в пространство, а пальцы кажутся собирающими все звуки эфира. Его лицо отражает каждый оттенок музыки, которой он дирижирует: вот оно наполнено болью, вот расплывается в открытой улыбке. Как всякий виртуоз, Митропулос зачаровывает аудиторию не только сверкающей демонстрацией пиротехники, но и всей своей личностью. Он обладает тосканиниевской магией вызывать электрический ток в тот момент, когда ступает на эстраду. Оркестр и публика попадают под его контроль, как заколдованные. Даже по радио ощущается его динамическое присутствие. Можно не любить Митропулоса, но остаться равнодушным к нему — нельзя. И те, кому не по душе его интерпретация, не могут отрицать, что этот человек уносит с собой слушателей своей силой, своей страстностью, своей волей. То, что он гений, ясно каждому, кто хоть раз слышал его...».

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Франко Дзеффирелли Театральные деятели

рекомендуем

смотрите также

Реклама