Виктор Карпович Мержанов

Victor Merzhanov

Виктор Карпович Мержанов / Victor Merzhanov

24 июня 1941 года в Московской консерватории шли государственные экзамены. Среди выпускников фортепианного класса С. Е. Фейнберга — Виктор Мержанов, который одновременно кончал консерваторию и по классу органа, где его педагогом был А. Ф. Гедике. Но о том, что его имя решено занести на мраморную Доску почета, молодой пианист узнал только из письма педагога: к тому времени он уже стал курсантом танкового училища. Так война на четыре года оторвала Мержанова от любимого дела. А в 1945-м, как говорится, с коробля на бал: сменив военную форму на концертный костюм, он стал участником Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. И не просто участником, он стал одним из победителей. Объясняя довольно неожиданный успех своего ученика, Фейнберг писал тогда: «Несмотря на большой перерыв в работе пианиста, его игра не только не потеряла своего обаяния, но и приобрела новые достоинства, большую глубину и цельность. Можно утверждать, что годы Великой Отечественной войны наложили отпечаток еще большей зрелости на все его творчество».

По образным словам Т. Тэсс, «он вернулся в музыку, как человек возвращается из армии в свой дом». Все это имеет и прямой смысл: Мержанов вернулся в консерваторский дом на улице Герцена, чтобы совершенствоваться у своего профессора в аспирантуре (1945-1947) и по окончании последней начать здесь педагогическую работу. (В 1964 году ему присвоено звание профессора; в числе учеников Мержанова — братья Бунины, Ю. Слесарев, М. Оленев, Т. Шебанова.) Впрочем, артисту предстояло еще одно конкурсное испытание — в 1949 году он стал лауреатом первого после войны шопеновского соревнования в Варшаве. Можно, кстати, заметить, что и в дальнейшем пианист уделял заметное внимание произведениям польского гения и добился здесь немалых успехов. «Тонкий вкус, великолепное чувство меры, простота и искренность помогают артисту передать откровения шопеновской музыки,-подчеркивал М. Смирнов.- В искусстве Мержанова нет ничего надуманного, ничего бьющего на внешний эффект».

На первых порах самостоятельной концертной работы Мержанов во многом находился под влиянием артистических принципов своего педагога. И на это неоднократно обращали внимание критики. Так, еще в 1946 году Д. Рабинович писал об игре победителя всесоюзного соревнования: «Пианист романтического склада, В. Мержанов — типичный представитель школы С. Фейнберга. Это ощущается в манере игры и, не меньше, в самом характере интерпретации — несколько импульсивной, моментами экзальтированной». С ним соглашался в рецензии 1949 года А. Николаев: «В игре Мержанова в значительной степени проявляется влияние его учителя — С. Е. Фейнберга. Это сказывается и в напряженном, взволнованном пульсе движения, и в пластической гибкости ритмических и динамических контуров музыкальной ткани». Однако уже тогда рецензенты указывали на то, что яркость, красочность и темпераментность трактовки исходит у Мержанова из естественного, логичного истолкования музыкальной мысли.

...В 1971 году в Большом зале Московской консерватории прошел вечер, посвященный 25-летию концертной деятельности Мержанова. Его программу составили три концерта — Третий Бетховена, Первый Листа и Третий Рахманинова. Исполнение этих сочинений принадлежит к значительным достижениям пианиста. Сюда можно добавить «Карнавал» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского, соль-мажорную Балладу Грига, пьесы Шуберта, Листа, Чайковского, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Среди советских произведений также следует упомянуть Сонатину-сказку Н. Пейко, Шестую сонату Е. Голубева; он постоянно играет переложения и обработки баховской музыки, сделанные С. Фейнбергом. «Мержанов — пианист с относительно нешироким, но тщательно отработанным репертуаром,— писал в 1969 году В. Дельсон.— Все выносимое им на эстраду — продукт напряженных размышлений, детальной шлифовки. Везде Мержанов утверждает свое эстетическое понимание, которое не всегда можно принять до конца, но никогда нельзя и отвергнуть, ибо оно воплощаетя на высоком исполнительском уровне и с большой внутренней убежденностью. Таковы его интерпретации 24 прелюдий Шопена, Вариаций Паганини — Брамса, ряда сонат Бетховена, Пятой сонаты Скрябина, некоторых концертов с оркестром. Пожалуй, классические тенденции в искусстве Мержанова, и в первую очередь стремление к архитектонической стройности, гармонии вообще, преобладают над тенденциями романтическими. Мержанов не склонен к эмоциональным вспышкам, его экспрессия всегда находится под строгим интеллектуальным контролем».

Сопоставление рецензий разных лет позволяет судить о трансформации стилистического облика артиста. Если в заметках сороковых годов говорится о романтической приподнятости его игры, импульсивном темпераменте, то в дальнейшем подчеркиваются строгий вкус исполнителя, чувство меры, сдержанность.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Жан Франсе Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

15.08.1919

Дата смерти

20.12.2012

Профессия

пианист, педагог

Страна

Россия, СССР

просмотры: 3414
добавлено: 03.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть