Менуэт

франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг

Старинный французский народный танец. Произошёл от нар. хороводного танца провинции Пуату. Ок. 1650 при Людовике XIV стал придворным танцем, к-рый исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в "танец королей" и стал "королём танцев". Из Франции распространился во все страны Европы, в т.ч. в Россию, где его танцевали на ассамблеях Петра I. Музыку М. сочиняли мн. композиторы (первый из них - Ж. Б. Люлли, 1653), они вводили М. в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инстр. форма М. первоначально складывался из 2 частей по 8 тактов с повто-рениями каждой части (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель). В процессе усложнения формы возникли и 3- астные М. (в сюитах Баха, Генделя). В практику вошли также парные М., из к-рых 1-й контрастировал 2-му (обычно трёхголосному; отсюда название трио); после 2-го повторялся 1-й. Такой М. вошёл в сонатно-симфонич. цикл, как его предпоследняя часть (в симфониях Мангеймской школы). В симфонич. циклах - в кассациях, дивертисментах, серенадах, а ещё раньше в оперных симфониях Скарлатти и увертюрах к ораториям Генделя ("Самсон"), М. служил заключит. частью. У Гайдна обрёл юмористич. окраску, сближаясь по характеру с нар. танцем. В симфониях Бетховена (кроме 1-й и 8-й) место М. занимает скерцо. М. вводился композиторами-классиками и в произв. камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). При этом часто приобретал более лирич. характер, иногда заменяя медленную часть (Моцарт, Бетховен). В нек-рых фп. сонатах Гайдна заключит. части построены как М. (в темпе и характере М.).

У Бетховена есть сонаты с первой или заключит. частью Tempo di minuetto. К кон. 19 и 20 вв. М. как инстр. форма используется редко, встречается в "Арлезианке" Бизе, в "Бергамасской сюите" для фп. Дебюсси, у Равеля в "Менуэте на имя Гайдна" и "Античном менуэте"; у Б. Бартока, А. Шёнберга и др.

У рус. композиторов отдельные образцы М. - у Чайковского в сюите "Моцартиана", а также в фп. пьесах ор. 51; в романсе Танеева "Менуэт"; среди произв. сов. композиторов - у Прокофьева в фп. цикле ор. 32, балете "Ромео и Джульетта" (танец Джульетты с Парисом).

С. П. Панкратов

реклама

вам может быть интересно

Увертюра Термины и понятия
Реквием Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Минор Термины и понятия
Balance, балансе Балет и танец
Минск Города
Клавесин Музыкальные инструменты
Узбекская музыка Национальные культуры
Челеста Музыкальные инструменты
Кобзарь Национальные культуры
Псалтирь Церковная музыка
Свирель Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 5080
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть