Мелодрама

от греч. melos — песнь, мелодия и drama — действие, драма

Особый муз.-театр. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европ. странах. В М. монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста. Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах «Пигмалион» (1762, сюжет заимствован из «Метаморфоз» Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр. музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц. оперного искусства, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства. Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся «Пигмалион» с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды «Ариадна на Наксосе» (1774) и «Медея» (1775). Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе («Софонисба», 1782) и др. В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. «Орфей» на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). «Орфей» Княжнина и Фомина - один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение. Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям («Манфред» Шумана, «Арлезианка» Бизе, «Пер Гюнт» Грига, «Король Лир» Балакирева и др.). См. также ст. Мелодекламация.

Литература: Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, "СМ", 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350-61.

T. H. Соловьёва

реклама

вам может быть интересно

Баритон Опера, вокал, пение
Патараг Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Мейстерзингер Национальные культуры
Домбра Музыкальные инструменты
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Agnus dei, агнус деи Церковная музыка
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Иллюстрация музыкальная Термины и понятия
Трёхчастная форма Термины и понятия
Песня без слов Музыкальные жанры
Дробь Термины и понятия
Дойра Музыкальные инструменты

Реклама



Категории словаря

музыкальные жанры, опера, вокал, пение

просмотры: 3365
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть