Македонская музыка

Нар. музыка Македонии самобытна и своеобразна по колориту. Богатство ритмики и метрики, гибкость мелодики, свобода архитектоники - её характерные особенности. В основе М. м. диатонична (в юж., юго-вост. и вост. областях встречается иногда пентатоника). Для нар. напевов типичен интервал большой и малой секунд. Влияния Востока выявляются гл. обр. в традиц. инстр. музыке македонских городов и небольших гор. поселений. Разноликость, присущая муз. фольклору, проистекает из взаимовлияний населяющих Македонию отд. этнич. групп (албанцев, цыган, турок и др.).

Различия в нар. музыке отд. областей обнаруживаются в особенностях манеры 2-голосного пения, преобладающего в народе (3-голосие встречается крайне редко), и в степени распространения отд. муз. инструментов. М. м. испытала также влияние муз. иск-ва народов, населяющих Балканы. Особенности М. м. - богатство и разнородность ритма, специфичность и разнообразие метрич. групп (форм). Бытуют две осн. метрич. группы: такты первой делятся на равные ритмич. доли, такты второй - на неравные. К первой группе относятся следующие тактовые структуры: 2/4 (2/8), 3/4 ( 3/8), 4/4 ( 4/8) и 6/4 (6/8). Ко второй -

image

Наиболее типичен образец нар. напева, относящегося ко второй группе:

image

В народе популярно инстр. музицирование. Игрой на инструментах сопровождают пение, танцы; исполняются сольные песенные напевы, наигрыши. Бытуют инстр. ансамбли. Разнообразен муз. инструментарий: ударные - тапан, тапанице, дарбука, дайре; духовые - шупелка, зурла, кавал, кавал-дудук, двойная слагара, гриета (флейта); струнные смычковые - гусле (чемене), кара дужен, ут, канон; щипковые - тамбура-шаракийе. Излюбленные инструменты - зурла и тапан. В отд. областях распространены разл. разновидности инструментов: в одних играют преим. на гайде и зурле в сопровождении малого тапан-чета или дайрета; в др. - на кайа-зурле в сопровождении большого тапана, на чемене и др. Осн. танц. форма - хоро (танец-хоровод). Исполняется в медленном и быстром темпах. Сопровождается игрой на нар. инструментах. Медленное хоро во многом сохранило характер движений, свойственных древним ритуальным обрядам. Исследованию муз. фольклора посв. работы Ж. Фирфова (основатель и рук. ансамбля нар. игр и песни "Танец"), М. Симоновского, В. Хаджиманова. Менее изучена история развития проф. музыки. Известно, что когда юж. славяне приняли христианство, в поместьях македонских владетельных феодалов существовали очаги слав. культуры. Однако не сохранилось каких-либо достоверных сведений о ср.-век. М. м. Лишь по дошедшим до нас памятникам архитектуры, живописи и лит-ры можно предположить, что она была достаточно высоко развита. С распространением христианства юж. славяне, македонцы восприняли византийскую церк. музыку. Её влияние проникло и в македонский муз. фольклор, сказавшись на нек-рых его ритмич. и мелодич. особенностях. Высшей точки развития ср.-век. музыкальная культура достигла в 10 в. В Охриде была осн. патриархия, оказавшая воздействие на распространение церк. и светской муз. культур. В период господства Византийской империи Македония (1018-1239), как и др. балканские страны, многое переняла от византийской культуры. В течение последующего пяти-векового турец. ига, когда жестоко преследовалось малейшее проявление нар. самосознания и нац. культуры, сведения о муз. жизни Македонии теряются. Лишь в кон. 19 - нач. 20 вв. муз. жизнь возрождается, начинается развитие светской проф. муз. культуры. Сложившиеся к тому времени социально-обществ. условия способствовали возникновению культ.-просвет. обществ, объединявших местную интеллигенцию и сыгравших заметную роль в становлении нац. муз. культуры. Первое такое общество было осн. в 1894 в Велесе. В 1895 в Скопье организуется дух. оркестр, в 1907 - певч. об-во "Вардар". С 1908 концерты начинает устраивать культурно-художеств. общество в Витольи, объединявшее хор. и орк. секции. В эти же годы известность получает деятельность первого проф. макед. Музыканта A. Бадева, получившего муз. образование в России (ученик Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева); Бадев был собирателем нар. музыки, он первым установил ритмич. и метрич. особенности македонского муз. фольклора.

После 1-й мировой войны 1914-18 территория быв. Вардарской Македонии - в составе Сербии, в 1918 вошла в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). Несмотря на то, что великосербская буржуазия проводила политику нац. угнетения, муз. жизнь Македонии не замерла. В 1920-х гг. распространение получает хор. пение. Во мн. городах организуются певч. общества. Для развития хор. иск-ва значительна была деятельность серб. музыкантов П. Ж. Илича и С. Шивачека. В 1928 в Скопье С. Арсич открыла муз. школу, а затем в 1937 была осн. Муз. школа им. Мокраняца. Это положило начало развитию проф. муз. образования в Македонии. Ок. 1930-х гг. началась деятельность первых проф. македонских композиторов во главе с С. Гайдовым и Ж. Фирфовым. Несколько позднее развивает конц. деятельность и пропагандирует М. м. группа исполнителей и композиторов, среди к-рых П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. В эти же годы издаются первые музыкальные произведения македонских композиторов.

Во время освободит. борьбы югосл. народа против гитлеровских захватчиков мн. македонские музыканты с оружием в руках боролись с нем. фашистами, участвовали в партизанском движении. Созданные ими песни и др. вок. произв. вселяли боевой дух в нар. массы. Среди этих композиторов - Богданов-Кочко, Скаловски, Джувалековски, Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, принимающие активное участие в построении муз. культуры Социалистич. Македонии. Опираясь на нац. фольклор, они разрабатывают гл. обр. хоровые жанры. Композиторы молодого поколения выступают чаще с произв. инстр. музыки (К. Македонски, Т. Зографски, Т. Прошев и др.). Среди македонских музыкантов (1960 - нач. 70-х гг.): вокалисты - Д. Фир-фова, А. Липша, П. Апостолова, Н. Креля, М. Скаловска, В. Биджова, Т. Грнчаровски, М. Илиевски, Б. Петров; инструменталисты - Л. Палфи, К. Божиновски, Р. Спасовски, К. Давидовски, Б. Горше; дирижёры - Т. Скаловски, Т. Прокопьев, А. Шурев; музыковеды - Д. Ортаков, Д. Бояджиев, Б. Глигоров, B. Чучков; фольклористы - Ж. Фирфов, М. Симоновски, В. Хаджиманов, А. Линин и др. Среди исполнительских коллективов - хор Радио (осн. в Скопье в 1945) и струн. квартет (осн. в 1937, в новом составе с 1946). В Скопье работают: Македонская филармония (осн. как симф. оркестр в 1944), опера при Македонском нар. т-ре (осн. в 1947), Фольклорный ин-т (осн. в 1950), средняя муз. школа и кафедра музыки при Высшей педагогич. школе (открыта в 1953), CK Македонии (осн. в 1946).

Литература: Firfov Z., Metricke osebine makedonske narodne muzike, predavanje odrzano na konferenciji Medunarodnog drustva za folklor, 1951; Skalovski T., Deset godina muzickog zivota Makedonjije, "Zvuk", 1955, No 2-3; Linin A., O muzickim instrumentima makedonskih slovena, там же, 1968, No 89; Караkas В., Muzicki trvorci vo Makedonija, Skople, 1970.

И. M. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Страдания Национальные культуры
Ave Maria, аве Мария Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Эпитафия Термины и понятия
Колокола Музыкальные инструменты
Менестрель Термины и понятия
Концертмейстер Термины и понятия
Форлана Музыкальные жанры
Светомузыка, цветомузыка Термины и понятия
Генерал-бас Термины и понятия
Failli, pas (файи) Балет и танец
Preparation, препарасьон Балет и танец
Транспозиция Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 4631
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть