Люцернский фестиваль

Festival de Lucerne

Город
Люцерн
Год основания
1938
Тип
Люцернский фестиваль / Festival de Lucerne

Люцернский фестиваль (фр. Festival de Lucerne) — международный фестиваль академической музыки в г. Люцерн (Швейцария), один из наиболее известных в мире. Для сопровождения фестиваля в 1938 году был создан симфонический Оркестр Люцернского фестиваля (первый дирижёр — Артуро Тосканини).

С 1998 года Люцернский фестиваль проводится трижды в год — Пасхальный, летний и осенний.

В центре тематических программ Пасхального фестиваля (с 1988) — духовная музыка эпохи барокко. Осенний фестиваль (с 1998) посвящён исключительно фортепианной музыке (в том числе, камерной с участием фортепиано). Большое место в программах летнего (основного) фестиваля отводится современной музыке.

С 2003 г. работает Фестивальная академия, которая занимается проведением платных (летних) курсов современной музыки (в основном, для иностранных композиторов и дирижёров). Её основатель и первый художественный руководитель — Пьер Булез, с 2016 художественный руководитель Академии — Вольфганг Рим.

С 1998 года основная фестивальная площадка — KKL — Люцернский центр культуры и конгрессов.


В Швейцарии все надежнее, чем в другом месте Европы, — люди, климат, техника, банки, качество пищи и даже музыка. Люцернский музыкальный фестиваль начинается в середине августа, а заканчивается в конце ноября. Когда давно завершился Мюнхенский фестиваль, подходят к концу Байройтский и Зальцбургский, музыкальный форум в Люцерне только начинается и длится до поздней осени.

Летний фестиваль симфонической музыки плавно перерастает в фестиваль более узкого профиля — фортепианный. И если в Мюнхене, Байройте и Зальцбурге не удается совмещать серьезную музыку с необходимым каждому человеку летним ничегонеделанием, так как эти города не самые курортные, то в Швейцарии такой вариант культурного отдыха возможен. Помогают вода и горы — они повсюду. Прямо на Люцернском озере стоит вокзал, который принимает сотни поездов из больших городов Швейцарии (до Люцерна удобнее всего добираться из Цюриха — это 50 минут на экспрессе).

К вокзалу примыкает KKL — Люцернский центр культуры и конгрессов — гигантское здание, которое в 1998 году воздвиг французский гений, лауреат Притцкеровской премии Жан Нувель, а в 2000-м оно торжественно открылось концертом резидентного Люцернского оркестра под руководством своего лидера Клаудио Аббадо.

Акустика двух залов KKL — едва ли не лучшая в мире, так как вместе с Нувелем над сооружением здания трудился другой гений — из сферы акустики — Рассел Джонсон. Стены залов подвижные, в зависимости от нужд исполнителя можно как бы открывать и закрывать пространство для движения звука.

У фестиваля в Люцерне длинная семидесятилетняя история. В 1938 году Артуро Тосканини, тоскуя по Байройту, выбрал Люцерн в качестве резиденции своего оркестра. Он нашел местечко на холме, где когда-то квартировал Вагнер, отдыхая душой и телом возле своей подруги Матильды Везендонк. Тосканини считал, что теперь у него тоже есть Байройт и свое озеро с лебедями (ручные птицы живут на озере круглый год). С этого концерта, который дал Тосканини со своим оркестром, и начался Люцернский фестиваль. Он практически никогда не прерывал свою деятельность. А со временем здесь вырос концертный зал на 1400 мест, который сменился нынешним — на 1800 зрителей.

Екатерина Беляева, 2009 год


О Пасхальном фестивале 2008 года

Место

По части качества и количества концертных программ Люцерн сейчас всерьез соперничает с Зальцбургом (у которого, кстати, тоже имеется Пасхальный фестиваль, помимо Троичного и Летнего). В Люцерне, древнем городе, возникшем еще до объединения швейцарских кантонов, признают только самое лучшее. Здесь во всех аспектах жизни действует критерий «швейцарского качества». Это относится и к сыру, и к шоколаду, и к исполнительскому уровню на фестивале.

Правда, оперы, которыми так знаменит Зальцбург, в Люцерне никогда не ставились. Однако положение вскоре может измениться. Строительство театрального комплекса Salle Modulable — вопрос практически решенный. Здание предполагается построить к 2012 году. Что же касается концертов, то их количество в сезон возросло в последние годы в геометрической прогрессии. Летний фестиваль длится пять недель. Осенний фортепианный — неделю. Пасхальный — восемь дней.

Имена

В пасхальной фестивальной афише неизменны имена Мариса Янсонса, Николауса Арнонкура и Клаудио Аббадо. Три мэтра, три крупнейшие дирижерские фигуры из года в год определяют топ-лист здешних весенних музыкальных событий. Иногда к ним еще присоединяется маэстро Бернард Хайтинк — на нынешнем фестивале он продирижировал бетховенскими симфониями.

Ставку на трех уважаемых дирижеров сделал Михаэль Хэфлигер, интендант Люцернского фестиваля, изо всех сил поднимающий статус относительно нового его ответвления. Ведь в отличие от основного, Летнего, с более чем 70-летней историей, Пасхальному фестивалю в Люцерне всего семь лет. И его возникновение на музыкальной карте Европы еще нужно было как-то обосновать.

Аббадо выступает здесь с фестивальным оркестром Люцерна, который дирижер уже превратил в высококлассный коллектив. Арнонкур обычно специализируется на исполнении барокко — в этом году это были баховские «Страсти по Иоанну». И каждый год обязательно приезжает Янсонс со своим оркестром и хором Баварского радио.

Янсонс

В этот раз баварцы проникновенно, с изумительным дышащим пиано исполнили «Немецкий реквием» Брамса — сочинение, требующее тонкой душевной работы и вслушивания в нюансы текста и музыки. Двумя днями ранее ту же программу они играли в родном Мюнхене. В обоих случаях концерт был посвящен Герберту фон Караяну, приближающееся 100-летие которого считают своим долгом отметить все ведущие оркестры мира. Для Янсонса юбилей Караяна — особое событие: он был ассистентом Караяна в Зальцбурге, победив на дирижерском конкурсе его имени.

Завершил же фестиваль утренний воскресный концерт баварского оркестра под управлением Янсонса. Это было Вербное воскресенье. Празднично трезвонили колокола, шумел цветочный рынок, и по древнему деревянному мосту в роскошное здание Конгресс-центра, несколько лет назад построенное по проекту знаменитого архитектора Жана Нувеля, спешили толпы разряженных людей. Давали Вагнера, сплошь хиты: вступление к «Лоэнгрину», увертюра к «Тангейзеру», оттуда же — антракт к Третьему действию, «Путешествие Зигфрида по Рейну» и «Траурный марш» из «Гибели богов». Увенчал программу, конечно же, «Полет валькирий».

Тихим оазисом среди всего этого оркестрового роскошества оказался неброский вокальный цикл на стихи идеальной возлюбленной Вагнера, Матильды Везендонк. Пела Мийоко Фуджимура, японка, специализирующаяся на Вагнере и, среди прочего, исполнившая позапрошлым летом партию Брангены в новой байройтской постановке «Тристана». На сей раз ее стабильное, звонко-металлическое сопрано было не узнать. Оказавшись на территории камерной музыки, она сознательно притушила и смягчила его. Все было сделано расчетливо и умно, правда, не слишком душевно. Перфекционизм был несомненен — но для идеальной возлюбленной этого, пожалуй, мало.

Слушать в пасхальные дни один из лучших оркестров Европы под управлением Мариса Янсонса — приятная привычка швейцарцев, которой мы можем только позавидовать. В Москве маэстро не выступал уже много лет, и его мечта привезти в Россию какой-либо из двух своих знаменитых оркестров (помимо баварцев он еще руководит амстердамским Концертгебау) пока остается мечтой. Но в этом году, ближе к православной Пасхе, он делает подарок землякам в Питере (где он прописан) и приезжает в конце апреля продирижировать консерваторским исполнением оперы Бизе «Кармен».

Гюляра Садых-заде, 2008 год

реклама

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама