Раду Лупу

Radu Lupu

Раду Лупу / Radu Lupu

На старте своей карьеры румынский пианист был одним из конкурсных чемпионов: мало кто мог во второй половине 60-х годов сравниться с ним по количеству полученных наград. Начав в 1965 году с пятой премии на Бетховенском конкурсе в Вене, он затем последовательно выиграл весьма сильные по составу "турниры" в Форт-Уорте (1966), Бухаресте (1967) и Лидсе (1969). Эта серия побед базировалась на прочном фундаменте: с шести лет он учился у профессора Л. Бусуйочану, позднее брал уроки гармонии и контрапункта у В. Бикериха, а после этого занимался в Бухарестской консерватории им. Ч. Порумбеску под руководством Ф. Музыческу и Ч. Делавранча (фортепиано), Д. Александреску (композиция). Наконец, окончательная "отделка" его мастерства происходила в Москве, сначала в классе Г. Нейгауза, а затем его сына Ст. Нейгауза. Так что конкурсные успехи были вполне закономерны и не вызывали удивления у тех, кто был знаком с возможностями Лупу. Примечательно, что он уже в 1966 году начал активную артистическую деятельность, а наиболее ярким событием ее первого этапа были даже не конкурсные выступления, а исполнение им в двух вечерах всех бетховенских концертов в Бухаресте (с оркестром под управлением И. Койта). Именно эти вечера отчетливо показали высокие качества игры пианиста — основательность техники, умение "петь на рояле", стилистическую чуткость. Сам он в основном относит эти свои достоинства за счет обучения в Москве.

Минувшие полтора десятилетия превратили Раду Лупу в мировую знаменитость. Список его трофеев пополнился новыми наградами - премиями за отличные записи. Несколько лет назад анкета лондонского журнала "Мюзик энд мюзншнс" зачислила его в "пятерку" лучших пианистов мира; при всей условности такой спортивной классификации, действительно, немного найдется артистов, которые могли бы соперничать с ним в популярности. Популярность эта основана прежде всего на его интерпретации музыки великих венцев - Бетховена, Шуберта и Брамса. Именно в исполнении бетховенских концертов и шубертовских сонат в полной мере раскрывается талант артиста. В 1977 году, после его триумфальных концертов на "Пражской весне", видный чешский критик В. Поспишил писал: "Раду Лупу доказал своим исполнением сольной программы и Третьего концерта Бетховена, что является одним из пяти-шести ведущих пианистов мира, и не только в своем поколении. Его Бетховен современен в лучшем смысле слова, без сентиментального любования несущественными деталями - волнующий в быстрых, спокойный, поэтичный и певучий в лирических и свободных частях".

Не менее восторженные отклики вызвал и его шубертовский цикл из шести концертов, состоявшийся в Лондоне в сезоне 1978/79 года; в них прозвучало большинство фортепианных сочинений композитора. Один из видных английских критиков отмечал: "Очарование интерпретаций этого удивительного молодого пианиста является результатом алхимии, слишком тонкой, чтобы ее можно было определить словами. Переменчивый и непредсказуемый, он вкладывает в свою игру минимум движений и максимум сосредоточенной жизненной энергии. Его пианизм столь уверен (и стоит на такой превосходной основе русской школы), что его почти не замечаешь. Элемент сдержанности играет значительную роль в его артистической натуре, и некоторые приметы аскетизма являют собой то, чем большинство молодых пианистов, стремящихся произвести впечатление, обычно пренебрегает".

К числу достоинств Лупу относится также полное безразличие к внешним эффектам. Сосредоточенность музицирования, тонкая продуманность нюансировки, сочетание экспрессивной мощи высказывания и созерцательности, способности "размышлять за роялем" принесли ему репутацию "пианиста с самыми чувствительными пальцами" в своем поколении.

Вместе с тем нельзя не отметить, что далеко не всегда знатоки, даже высоко оценивающие талант Лупу, единодушны в своих комплиментах в адрес его конкретных творческих достижений. Такие определения, как "переменчивый" и "непредсказуемый" нередко сопровождаются и критическими замечаниями. По тому, насколько разноречивыми бывают отзывы на его концерты, можно заключить, что формирование его артистического облика еще не закончилось, а успешные выступления изредка чередуются со срывами. Скажем, западногерманский критик К. Шуман как-то назвал его "воплощением чувствительности", добавив, что "Лупу музицирует так, как играл бы Вертер в ночь перед тем, как разрядить пистолет себе в висок". Но почти в то же время коллега Шумана М. Мейер утверждал, что у Лупу "все заранее рассчитано". Нередко можно услышать и сетования на довольно узкий репертуар артиста: к названным трем именам лишь изредка добавляются пока Моцарт и Гайдн. Но в целом никто не отрицает, что в рамках этого репертуара достижения артиста весьма внушительны. И нельзя не согласиться с рецензентом, сказавшим недавно, что "один из самых непредсказуемых пианистов в мире, Раду Лупу по праву может быть назван также одним из самых неотразимых, когда он находится в своей лучшей форме".

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Лео Блех Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

30.11.1945

Профессия

пианист

Страна

Румыния

просмотры: 3731
добавлено: 02.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть