Лендлер

нем. Ländler

Народный парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж. Германии (Баварии). Слово «Л.» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. местности в Австрии - Ландль (Landl).

Под назв. «Л.» к нач. 19 в. объединялись мн. разновидности нар. австр. и нем. танцев, известных по хореографич. описаниям с 16 в. Варианты Л., отличающиеся друг от друга танц. рисунком и инстр. сопровождением (две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), встречаются в разных областях Австрии, Юж. Германии, Швейцарии и соответственно имеют разл. названия. Одна из разновидностей Л. (Oberländler) характеризуется переменным размером (2/4-3/4). В проф. музыке первые образцы Л. известны с 17 в. Большую популярность танец приобрёл во 2-й пол. 18 в., использовался венскими композиторами (В. А. Моцарт - 6 Ländlerische für 2 Violinen und BaЯ К. 606); часто фигурирует в их произв. под назв. «немецкий танец».

Ф. Шуберт. «Из 12 немецких танцев…», ор. 171, No 4.

Закрепилась характерная форма - два 8-тактных периода с повторением каждого. В таком же виде и под тем же назв. Л. встречается и у Ф. Шуберта; для его Л. характерны распевы по звукам аккордов осн. гармонич. функций, напоминающие тирольские jodeln, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении некоторых разновидностей Л. В сериях шубертовских танцев наметился переход от энергич., бодрого Л. с акцентами и замедлениями (чаще всего на 3-й доле такта) к более лиричному, плавному и гибкому по мелодич. рисунку вальсу 19 в.

В музыке 19-20 вв. темы в характере Л. встречаются у мн. австр. и немецкий композиторов. Нек-рые миниатюры из «Бабочек» Шумана, вальсов ор. 39 Брамса напоминают Л. Претворение Л. характерно для мн. симфоний А. Брукнера и Г. Малера (напр., 2-я часть 1-й симфонии Малера «Im Ländlertempo»). В произв. Малера с помощью Л. изображается патриархальный образ жизни народа (нередко с иронич. окраской).

Литература: Иванов-Борецкий М. В., Вальсы Шуберта. Опыт стилистического исследования, в кн.: Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Статьи и исследования. Воспоминания о нем, М., 1972; Binder E., Oberцsterreichischer Original-Lдndler aus дlterer Zeit, W., 1909; Dondl H., Der Lдndler, Mьnch., 1912; Gielge H., Der geradetaktige Lдndler, "Das deutsche Volkslied", 1940, (Bd) 42; Hamza E., Der Lдndler, W., 1957 (Forschungen zur Landeskunde von Niederцsterreich, Bd 9); Hoeburger F., Die Zwiefachen, В., 1956.

E. M. Царёва

реклама

вам может быть интересно

Казачок Музыкальные жанры
Страсти Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Шведская музыка Национальные культуры
Звуковая система Термины и понятия
Цимбалы Музыкальные инструменты
Меломан Термины и понятия
Труба Музыкальные инструменты
Жалейка Музыкальные инструменты
Кобза Музыкальные инструменты
Кастаньеты Музыкальные инструменты
Vivace, vivo; виваче, виво Термины и понятия
Чеченская и ингушская музыка Национальные культуры

Реклама



Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 5712
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть