Эрих Лайнсдорф

Erich Leinsdorf

Эрих Лайнсдорф (Erich Leinsdorf)

Лайнсдорф — родом из Австрии. В Вене же он учился музыке — сперва под руководством матери, а затем в Музыкальной академии (1931—1933); свое образование он завершил в Зальцбурге, где четыре года был ассистентом Бруно Вальтера и Артуро Тосканини. И, несмотря на все это, имя Лайнсдорфа стало известно в Европе лишь в середине шестидесятых годов, когда он возглавил Бостонский симфонический оркестр и был назван критиками и издателями США «музыкантом 1963 года».

Между годами учебы и завоеванием мирового признания лежит длительный период работы Лайнсдорфа, незаметного, но неуклонного движения вперед. В Америку он был приглашен по инициативе известной певицы Лотты Леман, работавшей с ним в Зальцбурге, и остался в этой стране. Первые шаги его были многообещающими — Лайнсдорф дебютировал в Нью-Йорке в январе 1938 года, продирижировав «Валькирией». После этого критик «Нью-Йорк таймс» Ноэль Штраус писал: «Несмотря на свои 26 лет, новый дирижер вел оркестр уверенной рукой и в целом произвел благоприятное впечатление. Хотя в его работе не было ничего поразительного, он обнаружил солидную музыкальность, и его дарование обещает многое».

Спустя примерно два года Лайнсдорф, после смерти Боданцки, оказался по сути дела главным дирижером немецкого репертуара театра «Метрополитен-опера» и оставался там до 1943 года. Сначала многие артисты приняли его в штыки: слишком расходилась его манера дирижирования, стремление к строгому соблюдению авторского текста с традициями Боданцки, допускавшего значительные отклонения от традиций исполнения, ускорения темпов и купюры. Но постепенно Лайнсдорф сумел завоевать авторитет и уважение оркестра и солистов. Уже в ту пору проницательные критики, и прежде всего Д. Юэн, прочили ему блестящее будущее, находя в таланте и манере артиста много общего с его великим учителем; некоторые даже называли его «молодым Тосканини».

В 1943 году дирижер был приглашен руководить Кливлендским оркестром, но не успел там акклиматизироваться, как был призван в армию, где прослужил полтора года. После этого он на восемь лет обосновался главным дирижером в Рочестере, периодически гастролируя в разных городах США. Затем он некоторое время возглавлял театр «Нью-Йорк сити опера», дирижировал спектаклями в «Метрополитен-опера». При всей его солидной репутации мало кто мог предполагать последующий стремительный взлет. Но после того, как Шарль Мюнш объявил, что покидает Бостонский оркестр, дирекция решила пригласить Лайнсдорфа, с которым этот коллектив уже однажды выступал. И не ошиблась — последующие годы работы Лайнсдорфа в Бостоне обогатили и дирижера и коллектив. При Лайнсдорфе оркестр расширил свой репертуар, в значительной степени ограничивавшийся при Мюнше французской музыкой и немногими произведениями классики. Выросла и без того образцовая дисциплина оркестра. Многочисленные гастроли в европейских странах, проведенные Лайнсдорфом за последние годы, в том числе выступления на Пражской весне 1966 года, подтвердили, что дирижер находится сейчас в расцвете своего таланта.

В творческом облике Лайнсдорфа гармонично соединились лучшие черты венской романтической школы, усвоенные им от Бруно Вальтера, широкий размах и умение работать с оркестром в концерте и в театре, переданные ему Тосканини, наконец, опыт, приобретенный за годы работы в США. Что же касается широты репертуарных склонностей артиста, то об этом можно судить по его записям. Среди них немало и опер, и симфонической музыки. В числе первых заслуживают быть названными «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Чио-Чио-сан», «Тоска», «Турандот», «Богема» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини, «Макбет» Верди, «Валькирия» Вагнера, «Ариадна на Наксосе» Штрауса... Поистине внушительный список! Не менее богато и разнообразно представлена и симфоническая музыка: мы находим в числе пластинок, записанных Лайнсдорфом, Первую и Пятую симфонии Малера, Третьи Бетховена и Брамса, Пятую Прокофьева, «Юпитер» Моцарта, «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, фрагменты из «Воццека» Берга. А среди инструментальных концертов, записанных Лайнсдорфом в содружестве с крупнейшими мастерами,— Второй фортепианный Брамса с Рихтером.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Шарль Лекок Композиторы
Люсиль Гран Танцовщики

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

04.02.1912

Дата смерти

11.09.1993

Профессия

дирижёр

Страна

Австрия, США

просмотры: 3721
добавлено: 05.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть